Выбросьте это из головы. Как привести дела в порядок

2 декабря 2019, 07:13

Ваш мозг хорош для рождения идей, но не очень подходит для их хранения

Колонка записана в рамках выступления Дэвида Аллена во время лекции НВ «Суперлюди» из цикла Диалоги о будущем. Перезагрузка

Если вы знаете, что делаете, для вас сейчас чудесное время. Но если нет — оно подавляет, сбивает с толку, и вы не понимаете, как же вам, черт возьми, действовать. Секрет в том, чтобы научиться доверять интуитивному интеллекту и понять, как именно его использовать. Поэтому последние 35 лет я посвятил исследованию того, как оставлять сознание чистым. И для этого вам не нужно время.

Видео дня

Сколько времени нужно для возникновения хорошей идеи? Нисколько. Сколько нужно, чтобы принимать стратегические решения? Нисколько! Столько же нужно, чтобы быть любящим, творческим или осознанным. Все это не требует времени, но требует кое-чего очень важного — места. Если ваш мозг переполнен мыслями о проведенных совещаниях, сложно укладывать детей спать. Если ваше сознание взволновано, обеспокоено или зациклилось на чем-то, чем вы не заняты в настоящий момент, вряд ли удастся осознанно готовить спагетти или составлять бизнес-план.

Я написал книгу под названием Как привести дела в порядок. Но секрет в том, что она не столько о приведении дел в порядок, сколько о том, как научиться уделять должное внимание всему в своей жизни. Достаточно ли внимания вы посвятили своей собаке, карьере, кухне, чему угодно? Основываясь на собственном опыте и том, как работают наши когнитивные процессы, уверяю вас: все, чему вы в свое время не уделили достаточного внимания, будет отвлекать вас.

Искусственный интеллект — это только начало

Интересно, сколько из вас, читающих меня сейчас, давным-давно отвлеклось и думает о чем-то своем? Если вы погрузились в размышления о чем-то новом и полезном — послушайте, оставайтесь там! Вы движетесь в отличном направлении! Но это не то, о чем как правило задумываются люди. Где же вы на самом деле? Скорее всего, вы думаете о том, чему не уделили должного внимания, о чем-то, что до сих пор требует вашего решения. Но пока для этого не будут созданы благоприятные обстоятельства, действия не произойдет.

Мне удалось прийти к алгоритму, который помогает полностью очистить свое сознание. Кстати, ваше сознание — ужасный офис. Годы назад я обнаружил то, что когнитивная наука доказала в последнее десятилетие. Ваша голова хороша для рождения идей, но совсем не годится для того, чтобы их хранить. Эволюционно ваш мозг не предназначен для того, чтобы запоминать, напоминать и расставлять приоритеты. Угадайте, сколько задач он может обрабатывать одновременно, прежде чем утратит когнитивную способность? Четыре. Если у вас больше четырех вещей на уме, то, принимая стратегические решения о том, что нужно сделать в первую очередь, вы, скорее всего, будете руководствоваться лишь последней и самой громкой идей, а не интуитивным интеллектом. Именно так работает ваш мозг.

Ваше сознание эволюционировало для того, чтобы делать удивительные вещи, и оно делает одну из них прямо сейчас. Вы используете долгосрочную память и распознавание шаблонов для того, чтобы понимать — это человек, это стул, это экран и так далее, а не просто световые и звуковые волны. Ваш мозг эволюционировал, чтобы выживать в саваннах, пустынях и джунглях, чтобы понимать — это деревья, а в этих кустах есть ягоды. Он научился узнавать змей и распознавать приближение грозы. За это отвечает лимбическая система мозга, работающая непрерывно и делающая это блестяще.

Несмотря на прогресс, компьютеры пока и близко не могут делать то, что вы делаете прямо сейчас. Но при этом вы можете пойти в магазин за лимонами и вернуться с шестью другими покупками и без лимонов. Почему это происходит? Вы пытаетесь использовать ваш мозг в качестве офиса. Но это отстойный офис, и потому главный секрет того, как оставлять сознание ясным и чистым — уделять должное внимание всем задачам и обязательствам и обрабатывать их таким образом, чтобы они не засоряли когнитивную пропускную способность.

Мы пользуемся календарями и ежедневниками именно потому, что наш мозг не способен выполнять их функции. И поэтому я использую систему, которая позволяет мне хранить информацию обо всех ежедневных хлопотах, о вещах, которые я должен обсудить с женой, о творческих задачах и о том, что я должен сделать за компьютером. Я больше не держу это в голове, все «припарковано» в надежном месте, в которое загляну в надлежащий момент.

Благодаря такому подходу я могу сосредоточиться на том, чем непосредственно занят. И это самое продуктивное состояние. Вы не думаете ни о чем кроме того, чем занимаетесь в данный момент. Это полезнее для здоровья — ваш мозг лучше насыщается кровью и генерирует лучшие идеи. Но главная практическая выгода — в том, что если произойдет нечто неожиданное, вы сможете оперативно отреагировать.

Современная жизнь, со всеми технологиями и инновациями, отличается от прежней тем, насколько часто в ней все меняется. Скорее всего, вашим родителям довелось полностью перестраивать свою жизнь от одного до четырех раз. А сегодня любое из писем, прямо сейчас приходящих на вашу электронную почту, может в корне изменить ваши завтрашние приоритеты.

В книге Кевина Келли под названием Неизбежно идет речь о 12 трендах, которые нам уже не остановить. С его точки зрения, если вам кажется, что промышленная революция принесла огромные перемены — просто подождите.

Он считает, что искусственный интеллект — это только начало. Первый тренд, о котором говорится в этой книге — вы больше никогда не сможете остановиться, став по-настоящему хороши в чем-либо из того, что вы делаете. Почему? Потому что все будет постоянно обновляться. Выйдет усовершенствованная модель вашего холодильника. У вашей стиральной машинки будет версия 3.2. Лучше расслабьтесь и привыкайте.

Перемены не прекратятся, и именно поэтому вам нужно оставлять голову свободной: так вы сможете оперативнее отреагировать на любую неожиданность и быстрее принять решение, что делать. Один из моих крупных клиентов — глава отдела подготовки руководителей компании Siemens, курирующий 5 тысяч руководителей.

Я спросил у него, что такое настоящее успешное лидерство. И он ответил, что тут важны две вещи. Первое — это умение человека трансформировать неопределенную ситуацию в некую модель, с которой можно работать. А второе — это смелость для принятия хороших интуитивных решений, прежде чем кто-то назовет их правильными или неправильными.

При этом главное, что, по его мнению, необходимо для успешного развития лидерских качеств — это время на размышления. Если вы не останавливаетесь, чтобы осмыслить все свои задачи и обязательства, если вы не обрабатываете их должным образом и не «паркуете» в удобном месте — очень сложно быть осознанным.

Вам не удастся очистить свое сознание с помощью медитации или алкоголя, поверьте — я пробовал и то, и другое. Если вашему коту нужен корм, вне зависимости от того, сколько вы будете медитировать или пить, кошачий корм будет то и дело выныривать в вашем сознании. Знаю, это довольно очевидно. Но любопытно в этом всем то, что когда вы начнете наводить порядок в своей повседневной жизни, автоматически проснется ваша интуиция, которая позволит вам увидеть более широкую картину.

По данным исследователей, 50% американцев в 2025 году будут работать на себя. Поэтому крайне важно научить людей руководить самими собой. Удивительно, что методологией, которую я придумал, больше всего интересуются те, кому, на первый взгляд, это нужно меньше всех. Люди, которые стремятся повысить свою продуктивность уже самые проактивные, творческие и организованные. Но они они больше не поспевают сами за собой — для того, чтобы и дальше успешно справляться со всеми делами, им нужно больше свободного места в голове.

Людьми будущего станут те, кто осознают, что им нужно больше когнитивного пространства, и научатся его расчищать. По сути, в плане технологий ничего не изменилось с тех пор, как я получил свое первое электронное письмо в 1983 году. На мой взгляд, только два изобретения действительно изменили «правила игры»: текстовый редактор и электронные таблицы.

Кто-нибудь помнит печатную машинку с возможностью удаления текста? Нет, и потому вы должны были набирать сразу окончательный вариант — или тратить уйму времени на исправления. То ли дело Word — вы можете набросать черновик, а потом сколько угодно его редактировать. Текстовый редактор работает примерно так же, как и ваш мозг — который любит набрасывать идеи и лишь потом решать, что они из себя представляют и что с ними делать дальше.

Так что Word совершил настоящий переворот в сфере продуктивности. Как и электронные таблицы. Остальное — это лишь изменения в скорости, объеме и связи. И они продолжают нарастать, даже пока вы читаете это. В этом и заключается проблема — скорость, объемы вещей, с которыми вы взаимодействуете, и тот факт, что вы связаны с таким количеством процессов, заставляет вас испытывать стресс от непомерного количества возможностей. Некоторым даже легче существовать в кризисе — потому что он ограничивает все возможности. Но когда вы не в кризисе — все демоны, которые до того оставались взаперти, мчат к вам.

Вы хотите четкого руководства, как «расчистить» ваш мозг? Первое — все, что потенциально имеет для вас значение и хранится в вашем сознании, но не может быть завершено прямо сейчас — записывайте.

Второе — примите четкое решение, действительно ли стоит этим заниматься и каким должно быть ваше следующее действие. Если одного действия недостаточно — сформулируйте, к какому конечному итогу вы хотите прийти, а затем совершайте необходимые шаги вплоть до завершения.

И третий шаг — сохраните результаты этих размышлений на надежном внешнем носителе, так, чтобы вы могли быть уверены, что в нужное время, в нужном контексте получите информацию о том, что вам нужно сделать. После этого та часть вас, которая пыталась удержать это все в голове, сможет расслабиться, и вы спокойно сосредоточитесь на том, чем заняты в настоящий момент. Поверьте, вы будете меньше переживать из-за того, что чего-то не делаете, если будете точно знать, что именно вы не делаете.

Итак, начните с того, чтобы составить четкий список. Даже если вы будете просто держать ручку и блокнот возле кровати, вам будет лучше спаться. Когда вы начнете использовать эту методику, у вас появится больше свободного пространства. И только от вас зависит, чем вы его заполните. Пара моих чемпионов — Уилл Смит и Роберт Дауни-младший, которые кроме актерской карьеры управляют крупными бизнесами. Что будете делать вы — решать вам. Это непростой вопрос, и здесь вам нужно будет прислушаться к вашему сердцу, душе, интуиции и чутью. Вам стоит сделать все возможное, чтобы услышать тот тихий, любящий внутренний голос, который слышно лишь тогда, когда вы приглушаете все остальное.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X