«Это не математика и не физика, это о творческой химии». Хореограф Ольга Семешкина о пластических решениях оперы Вышиваный. Король Украины

24 сентября 2021, 16:53

1 й 2 октября будет представлен проект Вышиваный. Король Украины. Премьера состоится в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко / Схід OPERA.

В опере Вышиваный. Король Украины объединятся уникальная музыка, мастерское исполнение солистов и хора и увлекательное действо. За хореографию в творческой команде проекту отвечает Ольга Семешкина.

Видео дня

Семешкина более 10 лет работает главным балетмейстером в Национальном академическом драматическом театре им. И. Франко, куда была приглашена Богданом Ступкой. В ее творческом багаже десятки успешных хореографических постановок. Начала свой творческий путь в театр со спортивной акробатики. Она в совершенстве изучила режиссуру и хореографию, учась у лучших французских мастеров в Academy for Performing Arts.

Ольга Семешкина (Фото: предоставлено пресс-службой)
Ольга Семешкина / Фото: предоставлено пресс-службой

Что вас прежде всего поразило в фигуре Вышиваного?

Поразило то, что он, будучи наследником императорской семьи, признал сердцем и душой другую страну, которую назвал своей, и полностью посвятил ей жизнь. Поразило то, как он влюбился в нашу культуру, нашу природу, принял все это, как свой личный код. Мы много сегодня восхищаемся психологией, но мало понимаем, что такое принять, сделать выбор. Не так много личностей, которые преодолели путь самоидентификации. Люди проживают жизнь, не понимая, зачем жили. Вышиваный принял другую страну, принял народ, его менталитет и отдал жизнь за идею. Уверена, он понимал, какая судьба его ждет. Такой фатализм присущ незаурядной благородной личности. Отказаться от благополучия ради идеи. Согласитесь, не каждый на такое способен.

Что особенно восхищало во время творческого процесса?

Меня пригласили принять участие в создании проекта как хореографа. С Ростиславом Любомировичем (режиссер оперы - Ростислав Держипильский, генеральный директор и художественный руководитель Ивано-Франковского национального академического драматического театра им. Ивана Франко - ред.) договорились, что ищем для каждой сцены пластические решения. В современном мире танец превратился в историю, которая должна раскрыть новые измерения. Речь не о классических балетных номерах, как в Ромео и Джульетте. В опере хореография не может быть самодостаточной. С первой секунды было решено, что мы будем искать пластические формы существования для каждого исполнителя, хора и балета, солистов, чтобы открыть еще больше пространства.

Как на творческие эксперименты отзывается коллектив?

Коллектив прекрасен! На репетиции на сцене находится 90 человек, время ограничено, но мы много успеваем! За одну репетицию отрабатываем две-три сцены. Музыка оперы Вышиваный. Король Украины оригинальная, достаточно сложная и не ритмичная. А люди привыкли к определенному ритму. Ритм мы создаем внутри сцены, мы его просто придумаем, чтобы дополнить и обогатить материал. Мы не идем по сюжету, прописанным в либретто Сергеем (Сергеем Жаданом - ред.). Наша задача - дополнить материал и сделать его объемным. Это и есть современный театр.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

То есть опера Вышиваный отличается большим рядом экспериментов?

Да, абсолютно! Для них пришло время. Я очень люблю оперу. В течение последних десяти лет наблюдаю, как меняется эстетика, как формируется современное оперное мнение, как авторы позволяют себе создавать внутри известных материалов неизвестное новое пространство. Например, в стремлении к эстетическому и концептуальному единству представления современный корифей балета Стефано Пода, автор гениального оперного спектакля Фауст, всегда выступает не только как режиссер, хореограф, но и как художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету.

Еще мне очень нравится, что театральные режиссеры зашли сегодня на территорию оперы и создают абсолютно свое видение.

Мы тоже зашли со своим проектом на эту территорию. Я люблю создавать новые измерения, новые миры, говорить современным языком, который услышала бы и моя дочь, которая принадлежит к поколению нынешних двадцатилетних. Их язык более импульсивный, чем язык последовательных рассуждений внутри любой темы, к которой привыкла украинская культура.

У нас сложилась настоящая команда, костяк которой работает вместе более десяти лет: с Ростиславом Любомировичем более восемнадцати, с Олесей Головач (художница-постановщик - ред.) - более десяти лет. Но есть еще магия творчества: насколько мы, художники, являемся включенными друг в друга; насколько мы погружаемся внутрь материала, что он позволяет себе раскрыться в нас. Это не математика и не физика, это о творческой химии.

Какого резонанса вы как член большой команды ждете от этого проекта в Украине и в мире?

Наверное, пятьдесят процентов будут кричать, что это не арт-платформа, другие будут убеждать, что это прорыв. Если думать о резонансе, то сам проект нацелен на создание другого пространства.

Наш продукт рождается, он на этапе создания. Конечно, легче анализировать, когда проект готов. То, что мы пытаемся всеми ключами создать, не является стандартным для Украины. А какой будет резонанс - увидим, услышим! Когда достаточно профессиональной любви в команде, убеждена, материал создается качественный.

Мирослава Макаревич специально для nv.ua

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X