«Мы рассчитываем только на триумф!». Руководитель проектов Схід Opera Игорь Тулузов рассказал о создании оперы Вышиваный. Король Украины

21 августа 2021, 09:30

Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Лысенко/Схід Opera (ХНАТОБ) стал партнером и реализатором проекта Вышиваный. Король Украины.

Чуть больше чем через месяц, 1 и 2 октября, состоится долгожданная премьера оперы Вышиваный. Король Украины (из-за пандемии дата может уточняться). О театре как творческой лаборатории масштабного оперного проекта рассказывает Игорь Тулузов, заслуженный деятель искусств Украины, первый заместитель генерального директора ХНАТОБа.

Видео дня

СПРАВКА О ТЕАТРЕ: Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Лысенко/Схід Opera (ХНАТОБ), основанный в 1925 году, - один из старейших отечественных музыкальных театров. Его сцена является одной из крупнейших в Европе - 270 кв. метров. На харьковской оперной сцене в свое время выступали Ф. Шаляпин и М. Баттистини, А. Нежданова и Л. Собинов, И. Козловский, Б. Гмыря, З. Гайдай, М. Гришко, И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут и много других. За последние четыре года в театре реализовали около 30 премьер.

@ пресс служба
Фото: @ пресс служба

- Какие факты из славной истории ХНАТОБа стоит знать украинцам?

- Для любого театра главными, топовыми событиями являются спектакли, которые вызвали и вызывают значительный резонанс. В жизни ХНАТОБа можно выделить три периода, когда рождалось максимальное количество незаурядных спектаклей.

Во-первых, с середины 1920-х до 1934 года - так сказать, «столичный» период, когда в Харькове работало немало выдающихся мастеров мирового уровня. Второй взлет театра приходится на 1960-70 годы.

И сегодня ХНАТОБ снова в центре внимания музыкально-театральной общественности благодаря нашим современным экспериментальным постановкам. Мы представили совершенно неординарную версию оперы П. Чайковского Мазепа, которая увековечила память всех, кто в разные времена боролся за независимость Украины. Оперный спектакль Любовь к трем апельсинам с блеском победил в своей номинации Всеукраинского театрального фестиваля-премии GRA 2020.

Очень положительно отечественная и европейская публика восприняла Лебединое озеро. Water Fantasy. Это невероятно сложная для исполнителей феерическая фантазия на воде, созданная на основе известного балета Чайковского. Аналогов этой постановке в репертуарных оперных театрах мира просто нет! Спартак - самая масштабная постановка нашего театра, достойная лучших сцен мира. И впереди долгожданная премьера оперы Вышиваный. Король Украины.

- Вы были одним из инициаторов создания новой академической оперы о Вышиваном. Что стало импульсом?

- Идея родилась спонтанно. О личности эрцгерцога Вильгельма фон Габсбурга-Лотарингского - Василия Вышиваного я впервые узнал от бизнесмена Всеволода Кожемяко. Немного изучив биографию Вышиваного, понял, что его фигура является индикативной в понимании взаимоотношений Украины и Европы, причем и в политическом, и в культурологическом смысле. Саму идею написать оперу на тему жизни Вышиваного выразил Всеволод, он же и предложил Сергею Жадану написать либретто.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Мне эта идея очень понравилась, и мы совместно начали искать возможности для ее реализации. Следует отметить, что написание оперы - сложный и очень трудоемкий процесс. Создание полноценного академического музыкального полотна требует целого набора специфических знаний, и он существенно отличается от создания мюзиклов, оперетт, рок-опер и тем более от эстрадной и поп-музыки.

Нашим композитором стала Алла Загайкевич. В результате был создан потрясающий культурно-евроинтеграционный проект, который, без сомнения, станет определенным трендсеттером. Это полностью украинский продукт - музыка, либретто, режиссура, сценография. И мне приятно акцентировать, что постановку осуществляет самый динамичный оперный театр Украины - наш Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. М.В. Лысенко/Схід Opera, форпост национальной культуры на Востоке Украины.

@ пресс служба
Фото: @ пресс служба

- Вы обратились с предложением создать современное академическое произведение к известному представителю бизнеса. Чем вдохновляет этот опыт сотрудничества представителей культуры и бизнеса? Как влияет на возрождение традиций меценатства?

- Вопрос самого существования академической культуры, а также роли государства, общества и бизнеса в ее поддержке очень многомерный. А сейчас еще и довольно болезненный. Весь культурный цивилизованный мир тратит огромные средства на сохранение академических культурных традиций как базовых фундаментальных ценностей мировой культуры. Этот культурный слой не супермодный и не может быть рыночно самодостаточным.

Украина богата замечательными примерами меценатства. Для Харькова более ста лет назад многое сделали Алчевские и Терещенко. Огромное количество проектов было реализовано за их средства и с их участием. Возрождение меценатства в современных условиях - вопрос сложный по разным причинам. Однако в последнее время пример даже нашего театра добавляет оптимизма.

Мы создаем все успешные проекты, опираясь на помощь новейших меценатов: Вадима Мороховского, Дениса Парамонова, Юрия Грувера, Ангелины Радионовой, Сергея Политучего. При их поддержке театр реализовал серию мощных проектов.

Одним из ярких представителей когорты социально ответственных бизнесменов является Всеволод Кожемяко - меценат, волонтер, общественный деятель, почетный консул Австрии в Украине.

Спонсирование оперы - это очень непростой процесс. Во-первых, он достаточно капиталоемкий: включает оплату прав на продукт, оплату приглашенным членам постановочной группы, плюс оплату труда и материалов для работы постановочной части, а это пошив костюмов для более 200 человек (солисты, оркестр, хор), создание декораций, закупка необходимого оборудования и многое другое. Все это стоит очень и очень дорого. Именно поэтому так важно, что в финансировании масштабных проектов участвует социально ответственный бизнес.

По расходам, например, Вышиваный. Король Украины является одним из наиболее капиталоемких оперных проектов, которые когда-либо реализовывались в Украине. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить продюсера оперы Александру Саенко, которая является не только мотором этого проекта, но и успешно решает непростые вопросы координации действий инвестора, театра и творческой команды. Это, кстати, тоже одна из важных особенностей современного меценатства - наличие тандема инвестора и продюсера. В нашем случае нам очень повезло.

- С какими вызовами в творческой кухни встретился театр при реализации проекта Вышиваный. Король Украины?

- Для труппы театра опера Аллы Загайкевич - это, несомненно, творческий вызов. Современная музыка, одним из ярких представителей которой является композитор, бывает необычной для академического исполнения. Поэтому очень важным этапом для нас было углубиться в материал, осознать творческие задумки, драматургию проекта.

Для Аллы это тоже новый опыт, поэтому я очень благодарен нашим творческим руководителям - главному дирижеру Дмитрию Морозову и главному режиссеру Армену Калояну, которые, не будучи постановщиками спектакля, которые приняли активное участие в его подготовке. Кроме того, было очень важно, что и Алла Загайкевич, и дирижер-постановщик Юрий Яковенко, и хормейстер-постановщик Алексей Черникин на этапе подготовки активно сотрудничали, вносили коррективы в музыкальный материал, совместно настраивали наших солистов и хор на активный творческий процесс.

Несомненно, профессиональный уровень нашей труппы позволяет решать любые задачи, и этот творческий вызов станет новым этапом роста Харьковской оперы. Отдельным вопросом является сценография. Наша сцена - одна из крупнейших в Европе, у нее непростые сценические особенности, но очень провоцирует использовать удивительные возможности. Как говорят художники и режиссеры, нашу сцену надо почувствовать.

Те неординарные решения, которые предложил режиссер-постановщик Ростислав Держипильский, в полной мере могут быть в Украине реализованы только на сцене нашего театра. Уже приобретена уникальная сценическая конструкция для этого спектакля, ее ширина составляет 14 м, высота - 7 м, а глубина - около 12 м. Металлические ярусы, на которых будут размещаться хоровые группы, способны выдерживать до 60 человек. Ее осваивают и технические работники, и артисты. Так что мы сегодня узнаем очень много нового. И никаких сомнений, наши опыт и профессионализм, помноженные на творческое вдохновение, позволят нам решить любые задачи!

- Какой резонанс со всей творческой командой вы ждете от новой оперы?

- Честно? Мы рассчитываем только на триумф! (Улыбается.) Этот проект действительно является событием не только в украинской, но и, верю, в европейской культуре. Я убежден, что он станет не только новым этапом развития украинского оперного искусства, но и уверенно войдет в сложное европейское музыкальное пространство, а затем и в мировое.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X