«Нужно создавать новый пантеон». Режиссер оперы Вышиваный. Король Украины Ростислав Держипильский рассказал о главном герое и проекте

15 сентября 2021, 17:05

Режиссер оперного проекта Вышиваный. Король Украины об австрийском эрцгерцоге, называвшим себя украинцем, Вильгельме Габсбурге, Ростислав Держипильский рассказал о работе над оперой.

Осенью в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета имени Николая Лысенко состоится премьера уникального оперного проекта Вышиваный. Король Украины. Предварительно премьера запланирована на 1 и 2 октября, но из-за пандемии даты могут измениться.

Видео дня

Режиссер Ростислав Держипильский (Фото: @ пресс служба)
Режиссер Ростислав Держипильский / Фото: @ пресс служба

Режиссером оперного проекта Вышиваный. Король Украины об австрийского эрцгерцоге, называвшем себя украинцем, стал известный экспериментатор Ростислав Держипильский, генеральный директор и художественный руководитель Ивано-Франковского национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Он рассказал о своем отношении к главному герою оперы, историческом контексте премьеры, сотрудничестве с автором либретто Сергеем Жаданом и автором музыки композитором Аллой Загайкевич, вызовах в работе и ожидаемом резонансе.

— Вы по образованию режиссер и историк. Пожалуйста, дайте оценку и как историк, и как режиссер такому незаурядному событию в украинской культуре как создание оперы на основе реального нетривиального исторического контекста.

— Если говорить как историк, то вообще все события, связанные с пропагандой, с возвеличиванием, наконец, с пониманием правдивой истории Украины, становление нашей государственности — для украинской нации большой плюс. И фигура Вильгельма фон Габсбурга, Василия Вышиваного очень интересна и незаурядна. Мы должны знать о происхождении австрийской ветви Габсбургов от святой Ольги и великих князей киевских Святослава Храброго, Владимира Великого, Ярослава Мудрого. Габсбурги являются единственным в мире монаршим родом, представитель которого с оружием в руках боролся за независимую Украину.

Это невероятный пример того, как человек другой национальности, с другой ментальностью, который захотел работать на другую нацию, полюбил ее и отдал за нее свою жизнь. Я не буду пересказывать здесь биографические факты из жизни Василия Вышиваного, но это очень интересная страница, малоизвестная общественности, о том, как Вильгельм фон Габсбург попал в водоворот Первой мировой войны, стал полковником, лоббировал украинские интересы.

А еще я считаю как историк и гражданин, нам нужно создавать новый пантеон украинских героев.

Что же касается художественного продукта — оперы Вышиваный. Король Украины, — то и либретто гениального Сергея Жадана, и музыка невероятной Аллы Загайкевич, и то, что я наработал как режиссер, — только фантазия. Это не биографическая вещь. Это современная опера. Да, там есть биографические факты, показано несколько жизней Вышиваного, представленных в форме грез, каких-то голосов. В нашей опере он предстает и маленьким, и в расцвете сил, и мы расскажем о его печальном финале в Лукьяновской тюрьме, где Василия Вышиваного замучили.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Что вас прежде всего поразило в фигуре Вышиваного?

Вильгельм Габсбург, известный как Василий Вышиваный (Фото: @ пресс служба)
Вильгельм Габсбург, известный как Василий Вышиваный / Фото: @ пресс служба

— Прежде всего, то, что человек из императорского рода смог прировнять себя простых людей и полюбить их. Это то, чего, кажется, не бывает. Он полюбил этих людей, еще когда малым убежал на Гуцульщине, затем в сечевых стрелках, я много читал, как им восхищались воины. Вышитый был очень харизматичным человеком, которого все любили и которому верили. Эта несопоставимость происхождения и тех действий, которые были актами любви к простым людям, к Украинской, впечатляет. А еще мне и в фигурах современных, и в фигурах исторических импонирует момент авантюрности. Вышитый, думаю, был таким авантюристом-оптимистом, который верил в то, что он хочет сделать, о чем мечтает.

А в 1921 году в Вене вышел сборник стихов Василия Вышиваного под названием Минають дні…. И эта грань Вильгельма фон Габсбурга тоже вызывает интерес. Василий Вышиваный — украинский патриот и мужественный воин. Его верность собственным ценностным идеалам — меня действительно впечатляет.

— Вышиваный. Король Украины — первая академическая опера во времена восстановленной Независимости Украины. Как оценить неординарность этого события для украинской культуры?

— Сам факт создания либретто Сергеем Жаданом — известным, талантливым, известным в Европе и в мире украинским писателем, общественным деятелем — это культурное событие. Да. Я влюблен в него. Музыку написала Алла Загайкевич — один из лучших композиторов современной Украины, которая училась в Париже, которая творит современную украинскую музыку в сочетании с электронной, и это очень интересно. Поэтому это прецедент.

И все это очень ценно, ибо написано современным музыкальным языком, пронизано украинством, поэтому, мне кажется, это должно обращаться и к тем сердцам, которые не очень понимают, говорит с их душой. Наша опера также может быть интересной вне Украины. Я всегда говорю: огромному миру мы можем быть интересны тем, что является нашим, родным.

— Что особенно восхищало во время творческого процесса?

— На самом деле захватывает меня то, что это новый этап в моей работе как режиссера. Я пришел в проект, когда были написаны либретто и музыка. Раскрывать гениальный текст и гениальную музыку — это для меня очень привлекательно. Это будит фантазию и мысли. Возникает нечто третье: есть текст, есть музыка, которые порождают мое видение… И ты осознаешь, что делаешь это все впервые. Я говорю актерам: вы понимаете, что мы те, которые первыми «оживляем» текст и эту музыку, которую написали двое невероятных людей. Это очень сильные впечатления, ощущения, которые непросто передать словами!

— Какие вызовы стоят перед вами?

— Весь этот проект — вызов. Когда мне предложили ставить оперу, ответил, что в таком формате я еще не работал. Думаю, именно поэтому я делаю так, как чувствую, не имея перед собой шаблонов. И в этом есть вызов — интересный, ценный для меня лично. С другой стороны, вызовом со знаком «минус» стала пандемия, все эти ограничения и переносы дат. Я такой режиссер, который включается на полную в проект. Когда начинаю работу, то только тем живу — выдать результат. А здесь были паузы, «стопы», вы знаете, что премьеру несколько раз переносили. И это было достаточно непросто принять. Даст Бог, мы уже на финишной прямой и должны преодолеть все вызовы, которые стоят перед нами.

— Расскажите, пожалуйста, немного об особенностях творческой кухни с Аллой Загайкевич и Сергеем Жаданом. Как вам работалось вместе?

— Когда мы встретились с Сергеем, я прочитал почти на финальной стадии написанное им либретто, я ему сказал, можно ли включить еще несколько фактов, которые нужны мне и важны. Сергей прислушался, согласился, дописал и сказал. Как по мне, очень хорошая черта: «Смотри, я написал, а дальше — твоя история. Делай, как считаешь нужным, я тебе доверяю».

Знакомство с Аллой Загайкевич меня тоже очень наполнило радостью. Да, я имею опыт работы с современными композиторами, например, с Романом Григоривым и Ильей Разумейко. И это мне очень помогло в понимании сотрудничества с Аллой Загайкевич, потому что много методов создания музыки, подачи я уже слышал от ребят. Но здесь сложность заключалась в том, что в работе с предыдущими композиторами я говорил: здесь мне надо так, а здесь необходимо вставить эту тему. В сотрудничестве с Аллой темы уже были написаны, музыка уже готова, и я должен был четко приспосабливаться к готовой музыке.

Следующий шаг — я должен сделать музыку «своей». Потому что музыкальную партитуру я очень ценю как режиссер, это для меня важный элемент драматической постановки — всегда. Я часто в работе музыку фантазирую для себя сам. А в работе над Вышиваным… — другая особенность и вызов. Но я знаю, что когда есть вызов, ты прилагаешь больше усилий — и получается лучший результат.

@ пресс служба
Фото: @ пресс служба

— Какого резонанса ждете от этого проекте внутри Украины и в мире?

— Я считаю, что это выдающееся событие, беспрецедентный художественный проект, который происходит в Украине, благодаря величию художников, написавших музыку и либретто. Этот проект беспрецедентный потому, что мы впервые пытаемся создать нового украинского героя, которым должны восхищаться. Беспрецедентно и то, что все происходит в Харькове, где есть по сей день немало опасностей и где не все так просто с украинством. И в самом творческом продукте, который сегодня на финише, есть беспрецедентность. И, дай Бог, чтобы у нас все получилось. Спасибо за огромную работу продюсеру проекта Александре Саенко, без которой точно ничего бы не началось, большое спасибо художникам: художнице-постановщице Олесе Головач, хореографу проекта Ольге Семешкиной, коллективу Харьковской национальной оперы, исполнителю главной роли замечательному и певцу, и актеру Владимиру Козлову.

И хочу заметить, резонанс зависит и от нас. Это не попса и не временщина. К резонансу должны подключиться творческие элиты, журналисты и все мы вместе. Это уже от нас зависит, как такой дорогой продукт, дорогой не только в финансовом смысле, но и в идейном, художественном, прозвучит в Украине. А тогда уже он сможет выйти и на мировой уровень. Потому что он может достойно представлять Украину на международной арене, демонстрировать, как Украина может быть художественным лидером в современном мире.

Мирослава Макаревич специально для НВ

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X