Важная тема. Как рассказывать детям о Голодоморе

19 ноября 2021, 01:03

У каждой семьи есть история, и в ней много радостных, грустных, а иногда и страшных страниц

Как говорить с детьми о Голодоморе. Важная, очень важная тема, о которой нужно говорить с детьми. И это бережная работа — рассказать детям о сложном, трагичном, соединяя их нашим рассказом не с болью, а с силой. Я помогала нескольким учительницам разработать урок на тему Голодомора. И отвечаю на вопросы родителей детей разного возраста. Сейчас подробно опишу то, что готовила для учителей и предлагаю родителям (будет много, но практично). И напишу о детских книгах, недавно изданных, они могут очень помочь в этой теме.

Видео дня

Детям до 9−10 лет непонятны сложные метафоры. Их важно объяснять. Лучше не использовать мультфильмы (особенно мультфильм Голодный дух, я знаю, что его рекомендуют показывать в школе — пожалуйста, не делайте этого, он для взрослых). Нельзя показывать фото с умершими — лучше рассказы, чтение, размышления, дискуссии. Я недавно писала о том, что, когда мы читаем книгу сами или слышим рассказ, образ, который мы представляем, — пластичен, его можно изменять. И мы не создадим того, с чем нам невозможно справиться. Образ, который мы уже увидели, сформированный кем-то (иллюстратором, художником, режиссером) — фиксированный, и его восприятие может быть не по силам конкретному ребенку или взрослому. С ним потом приходится работать психологу.

Когда мы хотим предложить нарисовать рисунок на какую-то тему, или сделать поделку (в конце урока или занятия часто предлагают такую активность) нам важно помнить, что так мы фиксируем, закрепляем образ. И правильнее рисовать, создавать то, что было бы связанно с силой, а не со страхом. В случае темы Голодомора правильнее рисовать колоски, поля пшеницы, делать свечку, рисовать свою силу или силу Народа, Страны. В конце материала еще предложу идеи.

Теперь алгоритм. Я часто рассказываю, что любой разговор на сложную тему состоит из трех частей: Стабилизация, конфронтация, интеграция.

1. Стабилизация — эта часть помогает укрепиться в настоящем, почувствовать силу, опереться на то, что поможет справиться со сложной информацией. Не попасть в ретравматизацию. В этой части важно, чтобы сам взрослый был устойчивым, чтобы у него была возможность видеть всех детей (это важно, чтобы быстро реагировать и давать поддержку или корректировать тему) — лучше, если дети сидят в кругу.

Когда люди борются за жизнь, ими легче управлять

Идея для начала разговора: «Какие есть реликвии в вашей семье?» Что-то, что передавалось бы по наследству, но это не только драгоценности. Вышиванка, Библия, фотоальбом, семейные истории или шутки, рецепты блюд, рисунки детей, семейные традиции (колядки, украшение елки, обнимашки перед сном), песни, у кого-то магнитики на холодильнике из путешествий. Кто-то из класса, или все по очереди могут рассказать об этом.

В некоторых семьях есть чемоданчики — скрині, где хранят билетики со спектаклей, важные мелочи. Когда мы рассматриваем или даже вспоминаем об этих сокровищах — мы наполняемся силой.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

У каждого из нас, у каждой семьи есть история, и в ней есть много радостных, грустных, а иногда и страшных страниц. И нам хочется помнить о хорошем и веселом и забыть о том, что было грустно или страшно. И у страны есть истории побед и радости, а есть и истории грусти и боли.

«Как вам кажется, почему мы вспоминаем о войнах, почему мы говорим о том, что важно помнить то, что было в нашей истории?» (Тогда наши шрамы станут нашей силой. Эта память не даст повторяться тому, что происходило. Память — уважение к тем, кто был до нас. И как ваш шрам от падения на велосипеде делает вас внимательнее, бережнее, так и мы, помня о прошлом, помня о шрамах, становимся внимательнее к настоящему).

2. И вот тут начинается следующая часть — конфронтация — непосредственный контакт с темой.

«Вы замечали, что некоторые бабушки и дедушки хранят зернышки пшеницы? Собирают в щепотку крошки после еды? Просят, чтобы вы были очень бережны к любым продуктам? Вы знаете, почему?

Что вы знаете о Голодоморе?

Возможно, вы слышали от ваших родителей или бабушек и дедушек слова — Советский Союз или СССР? Это государство, которое было образовано еще в прошлом веке, в 1922 году. Ваши бабушки и дедушки жили в СССР, ваши родители родились в СССР. И Украина входила в него, как одна из частей — республик. Советская власть — руководство страны — стремилась к тому, чтобы полностью подчинить себе республики. Все не просто должны были быть равны — все должны были быть управляемы. А для этого нужно было лишить людей силы — их идентичности (вы знаете это слово?), особенности, культуры, истории. «Советская власть насаждала украинскому народу новые обычаи, новые обряды, вместе с тем вынуждала украинцев отрекаться от своего прошлого, забыть свое происхождение». Так украинцы лишались языка, культуры, истории. Улицы и города, прежде названные именами народных героев или названные в честь побед и гордости украинцев, переименовывались в честь лидеров партии — тех, кто правил страной. Это важно было, чтобы стереть память о прошлом, сделать так, чтобы мы перестали помнить о «своем».

Когда-то до советского времени у жителей села — крестьян — были свои собственные хозяйства, но все свое было невыгодно и страшно для Советской власти — она пыталась все сделать «общим» (представьте, как будто у вас есть ваши собственные вещи, а кто-то приходит и говорит — теперь оно общее). И крестьяне — люди, работающие на земле, загонялись в колхозы — в коллективные хозяйства, их собственность отбиралась и они должны были отрабатывать «трудодни» — рабочее время, за которые платили так мало, что было сложно прокормить свою семью. Конечно, это вызывало сопротивление. Поэтому крестьян стали насильно загонять в колхозы. И чтобы сломить их — чтобы запугать, чтобы сделать зависимыми — в Украине — земле, которая так щедра и богата, — создали искусственный голод. Когда люди борются за жизнь, ими легче управлять.

Власть объявила план по заготовке хлеба, который невозможно было выполнить. Вначале полностью забирали все запасы зерна (а вы знаете, что делается из зерна?), а потом отбирали все продукты питания и даже вещи — это были штрафы за «невыполнение плана сдачи хлеба». А чтобы люди не могли спастись от голода, им было запрещено выезжать в другие города и республики. 22,4 миллиона людей были физически заблокированы в пределах территории Голодомора. А планы заготовки хлеба все повышали — требовали все больше и больше.

7 августа 1932 года советские власти приняли постановление, которое народ назвал «закон о пяти колосках». Если крестьянин, чтобы хоть немного накормить семью брал с поля неубранное, его очень жестоко наказывали. Все колхозное имущество приравнивалось к государственному. «Этим законом государство наказывало голодных крестьян за сбор в поле остатков урожая заключением на 10 лет с конфискацией имущества или уничтожением». А затем еще и ввелись штрафы — у крестьян могли отбирать не только зерно, но и вообще все продукты и все, что им принадлежало. Все, что можно бы было обменять на еду.

И такого не было ни в одной из республик Советского Союза. Это делалось только в Украине.

Люди умирали от голода на своей щедрой земле. Но власть должна была скрыть свое преступление. И потому об этом было запрещено говорить. Все было сделано для того, чтобы об этом не знали в мире, все смерти были записаны — от болезни или от несчастного случая.

Советский режим убил миллионы украинцев. Это ужасное преступление. Это называется геноцид. И нам важно об этом помнить — чтобы никогда не позволить себе забыть, кто мы.

Мы не можем изменить прошлое. Но мы можем сделать все, чтобы ценить жизнь, чтобы не сдаваться, чтобы оставаться собой. И хранить то, что нам дорого. Нашу целостность, нашу силу, нашу культуру. Наши реликвии.

И в память об этих страшных событиях мы зажигаем свечу памяти.

В память о тех, кто погиб, и в знак того, что мы не сдадимся. Что наша сила будет прорастать во все времена — мы ставим свечу на окно. Это свеча памяти и Жизни".

Когда мы идем глубже в тему, нам важно наблюдать за реакцией детей. Задавать вопросы, говорить медленнее, следить за изменением позы, возможно. Детям важно напоминать о том, что мы сейчас в 2021 году. Мы в настоящем. И мы сейчас в безопасности.

3. Интеграция. Завершение темы.

Всегда важно понимать, с чем уходит ребенок с урока. Что именно он взял из того, что мы ему предложили. Акцент должен быть на жизни. На силе.

Можно нарисовать реликвию своей семьи или рода, свечу, можно нарисовать колоски, можно сделать подсвечник (обклеить стеклянную баночку снаружи салфетками или цветной бумагой), можно сделать свечу (мы делаем свечу из листов вощины и фитиля, или обматывая тонкую свечечку вощиной). И предложить вместе с родителями поставить вечером свечку на окне.

И помнить, как важно беречь Жизнь, как важно не сдаваться, как важно сохранять верность, тому, кто мы. И как важно помнить.

В подготовке к этой теме будет прекрасно использовать книги. Я хочу рассказать о двух: Скриня — автор Катерина Егорушкина (для детей 4,5 — 7+ лет) и Від Хрулів до Зюзюк — автор Настя Мельниченко (9−14 лет)

Эти книги рассказывают о Голодоморе детям в очень корректной форме. Книжка Скриня — для малышей, в ней красивая метафора скрині, в которой может храниться как приданное, так и в самых тайных частях то, что связано с памятью. В скрине наших бабушек можно найти зернышки и колоски. И с помощью этой книжки можно начать бережный разговор о том, что было в истории нашего народа, когда огромной ценностью были эти зерна.

Книжка Від Хрулів до Зюзюк — тоже прекрасная, она будет в методичке Живі письменники батькам. Книжка, которая меня очень удивила своей силой. Это детский детектив, в котором главные герои дети находят дневники женщины-ученой и пытаются расшифровывать ее послание. Начинают путешествие по Украине. И попадают в места, где жители им рассказывают о Голодоморе, о ссылках, о репрессиях, о депортации крымских татар. Я не понимаю, как можно было такие сложные смыслы вложить в детскую книгу. Она читается очень интересно, не оставляет ощущения трагедии и тяжести. И я очень буду просить, чтобы она была включена в школьную программу.

Эти книги можно читать дома вместе с родителями, Скриню можно читать в детском саду и в младших классах школы, Хрулі было бы здорово задать детям, как внеклассное чтение, а потом обсуждать. Или читать вместе на уроках.

Пусть на все сложные темы в нашей жизни мы сможем говорить прямо, опираясь на Жизнь и нашу Силу.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X