Проверка связи. Ревизия сай-фай-экшна Джеймса Кэмерона Аватар

24 сентября, 09:56
Ревизия сай-фай-экшна Джеймса Кэмерона Аватар (Фото:кадр из фильма)

Ревизия сай-фай-экшна Джеймса Кэмерона Аватар (Фото:кадр из фильма)

В украинский прокат вышел Аватар — феномен 2009 года выпуска, до сих пор занимающий первую позицию в списке самых кассовых фильмов в истории кинематографа. Правда, без поправки на инфляцию: здесь первое место, кажется, навечно закреплено за Унесенными ветром Виктора Флеминга. Также не лишним будет сказать, что в 2019 году верхнюю позицию в рейтинге дерзко заняли Marvel с Мстителями: Финалом, но не на долго. Повторный выход Аватара в КНР пофиксил это недоразумение.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Сейчас, немного освеженный визуально, эпос Кэмерона выходит уже в мировой прокат. Причина — на декабрь запланирован релиз фильма Аватар: Путь воды — продолжение ленты 2009 года. Эта пропасть в 13 лет — серьезное испытание для истории о сине-голубых обитателях Пандоры, и режиссер понимает это как никто другой. Кэмерон хочет напомнить миллениалам и бумерам о своем самом большом хите и, по возможности, приобщить к этой сай-фай церкви зуммеров (которые Аватар вряд ли смотрели).

Видео дня

Режиссер будто спрашивает нас: «Ждем мы все продолжения или нет?» И ответ автор Терминатора, Титаника и Чужих точно заслужил.

Сюжет

2154 год. Человечество все еще не уничтожило себя, но вот с ресурсами и экологией на Земле уж очень грустно. Почему-то не удивительно, что единственным ответом, который в этой ситуации попался нам, будущим, по их мнению, стала экспансия к потенциальным соседям по Млечному пути. И здесь не повезло коренным обитателям небольшой планеты в ближайшей к Солнцу звездной системе — Альфа Центавра, которую человечество назвало Пандорой.

Это высокоразвитые существа, живущие в гармонии с природой и сами себя идентифицирующие как На’ви. Колонизаторы же (то есть мы) прозвали их отсталыми туземцами. Ведь для людей На’ви — препятствие на пути к добыче крайне ценного минерала унобтанию.

При решении этой проблемы образовались две условные партии: ученые и военные наемники. Первые хотят гуманно исследовать флору и фауну Пандоры, а также самих Нави и, по возможности, договориться с ними о, пусть на невыгодных условиях, но сосуществовании. Для этого были созданы аватары — искусственно выращенные тела инопланетян с возможностью подключения к ним людей. Главной в этой партии является харизматичный доктор Грейс Огустин (Сигурни Уивер)

Вторые, напротив, выступают за немедленное военное решение проблемы коренного населения. То есть просто захватить их территорию. Главным здесь является харизматичный полковник Кворич (Стивен Лэнг).

Между этими двумя огнями случился главный герой фильма — бывший военный с инвалидностью — Джейк Салли. На Пандору должен был лететь его брат-близнец, но был убит во время ограбления на Земле. Салли предложили заменить ценное вложение корпорации и улететь на Пандору вместо брата. Он согласился, потому что терять было уже нечего.

Исполнение

Для того чтобы приблизиться к пониманию феномена Аватара и к выводам, нужны ли вообще эти продолжения (а их запланировано 4 с общим бюджетом в миллиард долларов), нужно сначала приблизиться к пониманию феномена Джеймса Кэмерона. Все-таки это человек, подаривший нам много незабываемых часов перед экранами телевизоров (в 90-е), кинотеатров (в 00-е), ноутбуков (10-е и 20-е).

Как и Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе в свое время, Кэмерон начал свой путь в индустрии под руководством гения низкобюджетного кино Роджера Кормана. Занимался он там, правда, не режиссурой, а творением спецэффектов, хорошо отражающим его любовь к научной фантастике и дающим представление о систематичности мышления Кэмерона: перед тем как браться за съемки технически сложных историй, нужно изучить, как все делается.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

При этом представителем Нового Голливуда, к которому относятся и Коппола и Скорсезе, американца назвать нельзя. Свой первый фильм (Пиранья 2: Нерест) он снял в 1982-м, когда представители того же Нового Голливуда сами о себе уже говорили: «Мы все профукали». Приблизительно тогда на смену авторам духовным начали приходить авторы технического склада ума, более дисциплинированные, более коммерческие. Вот к ним Кэмерон и принадлежал.

Это стало понятно уже после выхода его второй ленты — Терминатора 1984 года. Революционная для жанра сай-фай картина, на которую тот же Коппола потратил бы годовой бюджет киностудии, Кэмерон снял за сравнительно небольшие 6,4 миллиона долларов. Эффект от нее и ее продолжения протянулся на десятилетия вперед.

Если коротко описать творческий метод режиссера, то это маниакально детализированная, четко прописанная оригинальная история с архетипичными персонажами, реализуемая на новаторском техническом уровне. О Кэмероне иногда говорят, что он деспот. На самом деле он всего-навсего хочет переступить за грань невозможного. И если обернуться на его не такую уж большую фильмографию (8 лент за 40 лет), в шести случаях он таки за эту грань прорывался.

Сделанный после опыта строительства таких монументов, как Титаник и Терминатор 2, Аватар, с одной стороны, кульминация этих прорывов. Этот фильм и сейчас смотреть (обязательно в кинотеатре!) лучше, например, чем последнюю ленту о Человеке-пауке. И если приходить к каким-то выводам по поводу места Аватара в истории человечества, то эти выводы будут касаться именно технических моментов. Что, судя по интервью, хорошо понимает и сам Кэмерон.

Оператор Аватара Мауро Фиоре стал первым профессионалом с 3D-камерой в руках, получивший Оскар. После него операторы еще трех снятых в 3D лент получили эту же награду подряд: Роберт Ричардсон (Хьюго), Клаудио Миранда (Жизнь Пи), Эммануэль Любецки (гравитация). Успех Аватара будто сказал всем: «Да, так можно, вкладывайтесь в 3D».

Понятно, что объемное кино придумал не Кэмерон, но именно Кэмерон смахнул пыль по старой технологии и словно Прометей от коммерческого кинематографа принес ее в XXI век. И как бы кто ни относился к кино в 3D, не надо забывать, что попробовали себя в нем и такие столбы авторского кино, как Вим Вендерс и Жан-Люк Годар (результат у обоих был, кстати, потрясающим).

Выходит неплохая связь: Джеймс Кэмерон — Аватар — Годар.

Но есть здесь и тень, червоточина, не дающая Аватару занять достойное место рядом с Терминатором, Чужими, Титаником. То есть стать поп-культурным водоразделом. Для этого одних технических достижений маловато.

Конечно, талант Кэмерона-сказочника в Аватаре никуда не делся. Во-первых, он создал целый мир. Во-вторых, история в фильме разыграна как по нотам. С идеальным героем, выдернутым из застоявшегося состояния и поместившимся в сверхсложные обстоятельства, когда нужно делать моральный выбор: ты на стороне геноцида или на стороне правды. Первое выбрать легко, там не нужно думать, только выполнять приказы. А вот второе — это путь, который тебя изменит навсегда. В случае Джейка Салли изменения коснутся и морфологии: он буквально шагнет за пределы своего биологического вида.

Здесь есть идеальный вор с идеальным именем. Полковник Кворич — это помешанное зло, от которого невозможно отвести глаз. Достаточно вспомнить его финальное сражение с Салли и Нейтири.

Актриса-талисман жанра сай-фай Сигурни Вивер играет идеальный противовес Кворича — сильную характером и моралью доктора Огустина с постоянной сигаретой в руке и готовностью наброситься на кого-либо, кто будет мешать ее гуманным исследованиям.

Есть здесь и любовь. И сыграно актерами все так, как нужно. Все же Кэмерон создал вторую из двух самых мощных героинь в истории сай-фая — Сару Коннор, а из первой ейтенант Рипли) сделал Шварценеггера в космосе.

Но после этого сказать, что у Аватара есть интересный сценарий все же нельзя. Оригинальность выпала из исходной формулы. Не зря и на Оскар в 2009-м в сценарной категории фильм не номинировали.

Историю, которая рассказывается в фильме, мы все видели, слышали и читали много раз: есть два вражеских клана и есть любовь между ними. Ничего нового. Ничего, что провоцирует размышления и надолго цепляет сердце.

Эта хорошо сыгранная универсальность вместе с техническим аттракционом, конечно, сделали свое дело: фильм собрал почти три миллиарда долларов. Не надо забывать и то, что в 2009 году чего-то, сравнимого с Аватаром, в прокате и близко не стояло. По масштабности формы это было действительно событие. Но для продолжений нужно усложняться. Зайти в мир На’ви не с помощью мифа, который мы все и так хорошо знаем, а придумать новые мифы. Все же речь идет об ином мире.

8/10 — вердикт НВ

Поэтому ответ на вопрос, нужны ли эти продолжения, остается не то чтобы открытым: они так и так произойдут, поэтому он просто не интересен.

Сможет ли Джеймс Кэмерон обеспечить своему, по его словам, самому главному детищу, переход на другой уровень, на уровень поп-культурного феномена, который можно поставить рядом с Звездными войнами или Marvel? Вот вопрос гораздо интереснее. Здесь ставки повышаются, здесь будут дискуссии, здесь провал или успех уже чем-то равны.

  • Аватар / Avatar
  • 2009 год
  • США
  • Режиссер — Джеймс Кэмерон
  • В главных ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи и другие.
Показать ещё новости
Радіо НВ
X