Чтобы разделить их всех. Рецензия на сериал Властелин колец: Кольца власти

11 сентября, 10:15
Рецензия на сериал Властелин колец: Кольца власти (Фото:кадры из сериала / коллаж НВ)

Рецензия на сериал Властелин колец: Кольца власти (Фото:кадры из сериала / коллаж НВ)

Первого сентября наконец-то вышел фэнтезийный сериал Властелин колец: Кольца власти — не столько приквел или спин-офф, сколько долгожданное кинематографическое расширение вселенной, которую шаг за шагом творил Джон Роналд Руэл Толкин.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

О масштабе мира Средиземья можно судить уже по таймлайну — события сериала происходят за несколько тысячелетий до событий классического Властелина Колец Питера Джексона, и одну из ключевых ролей здесь играет, например, молодая Галадриэль. Ну, как молодая… В сериале от Amazon Prime ей около трех тысяч лет. У Джексона было шесть тысяч с лишним.

Видео дня

Есть широко распространенная фраза Толкина о том, что недостаточно описать в своей книге солнце, траву, небо — нужно достичь эффекта, когда солнце будет греть, трава — приятно ласкать взгляд своей зеленью, а небо необъятной голубизной. Одаренный англичанин использовал для этого мифы и легенды, легшие в основу его сюжетов.

Продюсеры Amazon Prime вместе с большим фанатом Толкина Джеффом Безосом начали с бюджета, сравнимого с макрофинансовой помощью Украине. Один миллиард долларов был разделен между пятью сезонами Колец власти. В какой пропорции — доподлинно неизвестно, но сумма огромна. И забегая вперед, можно сказать, что заметна: форма сериала Властелин колец: Кольца власти — это чистое золото.

В то же время проект поставлен по столь популярной и трепетно любимой серии книг (в основе здесь Сильмариллион и дополнения к Властелину колец, которые далеко не все читали, но имя Толкина, тем не менее, свято и для них) не может не вызывать противоположных эмоций, претензий, хейта и, как следствие, споров. Недовольные видением авторов, нанятых Amazon, миру Средиземья опустили рейтинг сериала на популярном сайте IMDB до 6,7 пунктов из 10. Это очень мало, и опять же, забегая вперед — несправедливо. Ведь львиная доля хейта вызвана актуальным моменту кастинговым решением проекта: в каждой группе жителей Средиземья здесь есть темнокожие представители. Есть темнокожий эльф, темнокожая гномиха, темнокожий мохноног (это такие протохоббиты) и так далее.

Социокультурные изменения, происходящие в западном обществе, и эхо которых доходит и до нас, разделяют людей по старому разлому: на консерваторов и тех, кто к этим изменениям готов. Но, отвергнув всю эту социологию, хочется просто повторить слова актеров сериала о том, что мир Толкина всегда был о разнообразии, которое, обретя в себе силы объединиться, то и дело уничтожает монолитное зло. То есть сила, как недвусмысленно нам всем намекает англичанин, кроется именно в союзе разных. То, что справедливо для Средиземья, справедливо и для реальности, в которой мы живем. Отразить это в кастинге — решение логичное и даже больше — неизбежное.

Властелин колец: кольца власти (Фото: кадр из сериала)
Властелин колец: кольца власти / Фото: кадр из сериала

Чем скорее это станет понятно большинству, тем скорее мир изменится к лучшему. Ибо как сказала в первой серии Колец власти Галадриэль: «Зло не спит. Оно ждет».

События сериала разворачиваются в так называемую Вторую эпоху Средиземья (трилогия Джексона подводила итог Третьей эпохи) — период обманчивого мира, когда первый враг добра Моргот был уже повержен и вытеснен за пределы мира, а его правая рука Саурон куда-то исчез. Именно поисками последнего и занимается Галадриэль, которая здесь пока не владычица лесного царства Лотлориена, а воительница, глава армии эльфов. Она не верит, что зло исчезло навсегда и пытается доказать это своим собратьям и королю эльфов — праздному Гиль-Голаду. Те сопротивляются: они моложе Галадриэль, не видели тех ужасов войны, которые видела она, и поглядывают на нее если не как на городскую сумасшедшую, то как на человека со сложным случаем ПТСР.

Но Галадриэль права. Что-то тревожное таки происходит, и это чувствует не только она, но и эльф вместе с «человеческой женщиной» из дальних рубежей, разоблачающие у своего поселка тайный очаг древнего врага, и мохноноги, которым на голову с неба буквально падает какой-то магический человек в сером.

Все это должно завязаться в новое противостояние свободных народов Средиземья с Сауроном, который еще не проявил себя открыто и не создал Единое Кольцо, но каким-то образом подтолкнул и эльфов, и гномов к созданию своих колец власти — то есть заложил основу той паутины, с помощью которого планировал сделать из свободных народов рабов.

Даже помня сюжетные повороты этой истории из произведений Толкина, невозможно полностью уверенно утверждать, что именно авторы поместят в эти пять сезонов. Логично предположить, что на них натянут вообще все противостояния с Сауроном во Второй эпохе, а это значит, что масштаб будет только нарастать и что нас ждут серьезные скачки во времени, ведь борьба растянется не на один век. И учитывая темпоритм, избранный авторами, можно принять за вполне вероятную теорию, что в первом сезоне, кроме расстановки сил, будет показан поиск доказательств возвращения Саурона с возможной демонстрацией этих доказательств высшему руководству эльфов.

Властелин колец: кольца власти (Фото: кадр из сериала)
Властелин колец: кольца власти / Фото: кадр из сериала

Но это все лирика. В первых двух сериях, которые снял популярный в Голливуде испанец Хуан Антонио Байона (Приют, Мир Юрского периода: Павшее королевство) закладываются основы этого действительно не совсем знакомого мира. Конечно, точкой отсчета для всех причастных и эталоном Средиземья является первая трилогия Питера Джексона с ее великолепной детализацией, балансом между возвышенным и земным, внимательным кастингом. Из этих и других элементов сложился эпос, который все полюбили. Продюсеры, кстати, пытались вовлечь режиссера в консультационную работу над сериалом, но что-то у них не сложилось.

Неудивительно, что наработки Джексона и его команды легли в основу мирообразования в Кольцах власти. Это та же любовь к деталям, любовь к персонажам, умение мгновенно погрузить в масштабный мир, как в яркий спектакль. Впрочем, так же мгновенно заметно, что перед нами другое Средиземье, где все то, да не то. Вместо хоббитов мохноноги — кочующий народец, пытающийся жить еще более незаметно, но в рядах которого тоже есть какая-то заинтересованная во внешнем мире белая ворона. Королевство эльфов Линдон, расширяющее понятие об укладе бессмертных. Королевство гномов, где трудолюбивые каменщики похожи не на аттракцион (как во многих случаях у Джексона), а на живых, сознательных существ. И люди, которые, как всегда, балансируют на грани добра и зла, но уже не на уровне кабинетов власти, а на уровне общины.

Там, где у Джексона была поэзия сформированного в фильм эпоса, в котором развитие событий напоминало диораму у Байоны и компании — постепенная, сериальная конкретика. В одном из лучших эпизодов первых двух серий Колец власти — том, где молодой Эрлонд идет в гости к своему другу принцу Дурину IV в Казад-дум (Морею), дается представление о разности в восприятии времени у эльфов и смертных, а еще впервые показывается семейство гномов и вообще рассказывается о сложных чувствах этих, по внешнему виду, суровых созданий. Одномерное становится объемным из-за подробностей.

Есть подозрение, что подробно расписанные примеры межвидовой дружбы, межвидовые отношения в общем — станут одной из ключевых точек входа в сериал.

В то же время сюжет Колец власти пока находится на стадии поворота ключа, когда нужно завести авто. Он еще точно не стал пробуксовывать (и хочется надеяться, что и не будет), но ему точно нужно больше времени на то, чтобы из выхлопной трубы наконец-то начал валить дым.

Властелин колец: кольца власти (Фото: кадр из сериала)
Властелин колец: кольца власти / Фото: кадр из сериала

Линия Галадриэль. Ее играет великолепная Морвед Кларк из хоррора Святая Мод — мощно началась в первой серии и немного просела во второй. Линия мохноноги Норы наоборот начала расцветать именно во втором эпизоде. С людьми по уровню мощности пока не ясно. Но ясно с гномами — этот народ наконец получил кинореперзентацию, достойную богатства их культуры. Здесь есть намеки на неигрушечные придворные интриги, новую сердечную межвидовую дружбу, нам наконец показали гнома-женщину — и она хороша!

Сложно представить, что уровень напряжения Колец власти достигнет уровня напряжения Игр престолов или Дома дракона. В то же время ожидаешь от экранизации гораздо более светлых и более хороших книг Толкина иного. События здесь развиваются часто за пределами замков, персонажи принадлежат к огромному количеству разных народов и культур, их характеры раскрываются через выбор, который они делают, из-за их интереса в окружающем мире (здесь надо присмотреться к Норе и ее новому знакомому с неба), через храбрость и самопожертвование.

Мир Средиземья — это живописная солнечная карта, на которую набросили сетку сложных социальных связей. Есть здесь и тень, зло, постоянно пытающееся эту сетку скомпрометировать — что есть такое — этот набор колец власти как не метафора той черноты, в которую можно превратить дипломатию с ее дальнейшей деградацией в примитивную диктатуру? Некая антиООН. Движением же этих социальных связей, их мышцей является надежда. Ее прокачивали герои Властелина колец. Похоже, тем самым займутся и в сериале Amazon Prime. Создается такое впечатление, что солнце в мире Толкина греет именно благодаря надежде.

Властелин колец: кольца власти (Фото: кадр из сериала)
Властелин колец: кольца власти / Фото: кадр из сериала
  • Властелин колец: Кольца власти
  • 2022 год
  • США
  • Режиссеры — Хуан Антонио Байона, Уэйн Че Ип, Шарлотта Брандстрем.
  • Разработан Дж. Д. Пейном и Патриком Маккеем.
  • В главных ролях: Морфидд Кларк, Роберт Арамайо, Овейн Артур, Назанин Бонъяди, Чарльз Эдвардс, Маркелла Кавена, Бенджамин Уокер, Дэниел Вейман и другие.
Редактор: Кира Гиржева

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X