«Воображаемый король украинской государственности». Известные австрийцы о Василии Вышиваном, эрцгерцоге Австрийском

1 июня 2021, 15:30

В 2021 году набирает обороты масштабный художественныйпроект Вышиваный. Король Украины. Что о незаурядной личности Вильгельма фон Габсбурга думают сами австрийцы, наследники великой европейской империи? Каковы их прогнозы восприятия за рубежом новой украинской академической оперы?

Представляем рассуждения современного Габсбурга, графа Шандора Габсбурга-Лотарингского, дипломата, доктора исторических наук Якуба Форст где Батталья и культурного обозревателя австрийской популярной газеты Salzburger Nachrichten, оперного критика Эрнста Штробеля.

Видео дня

Граф Шандор Габсбург-Лотарингский

Граф Шандор Габсбург-Лотарингский (Фото: пресс-служба)
Граф Шандор Габсбург-Лотарингский / Фото: пресс-служба

Есть личность среди многочисленных представителей династии, которая стоит в стороне. Речь идет о Василии Вышиваном, то есть о Вильгельме фон Габсбурге, эрцгерцоге Вильгельме Франце Австрийском.

Родился Вильгельм в 1895 году, то есть к моменту распада империи он был еще совсем молод. В отличие от большинства Габсбургов не эмигрировал в какое-нибудь тихое место, а ринулся в гущу кровавых событий. Вильгельм имел особую связь с Украиной. Он выучил украинский язык еще юношей, писал и публиковал стихи на украинском языке под псевдонимом Василий Вышиваный: «О хмари, що в сторони рідні йдете», причем под «родной стороной» подразумевалась вовсе не Австрия…

Вильгельм фон Габсбург не должен был идти таким путем, однако он добровольно избрал его из-за любви к народу с жестокой судьбой, из-за своего душевного благородства, которое редко встречается даже среди самых благородных фигур.


Доктор Якуб Форст-Батталья — австрийский дипломат, посол, историк и филолог-славист. Директор Австрийского культурного форума в Украине (2011−2015)

Якуб Форст где Батталья (Фото: пресс-служба)
Якуб Форст где Батталья / Фото: пресс-служба

Об эрцгерцоге Вильгельме я слышал давно, еще во время учебы в Венском университете на факультете истории и славянской филологии в начале 1970-х годов. Он входит в число идеалистически настроенных Габсбургов, которые имели большие планы разного рода, но не смогли добиться успеха. В основном они погибли трагически, как Максимилиан Мексиканский (казнен), Рудольф (наследник престола, покончил жизнь самоубийством) или Франц Фердинанд (его убийство стало формальным поводом для начала Первой мировой войны).

Вильгельм решил стать украинцем и пытался защитить национальное дело Украины, надеясь стать лидером, сначала военным, а затем политическим, как воображаемый король украинской государственности в конце Первой мировой войны, а гораздо позже, как моральный лидер украинского подполья против советской власти после 1944/45 годов.

Вот почему сталинский режим считал его врагом, его похитили в Вене и депортировали в Киев, где он умер в тюрьме. Хотя у него было мало шансов на успех, коммунисты видели в нем опасный символ сопротивления, поэтому он отдал свою жизнь как герой делу независимости Украины и как жертва сталинских репрессий и беззакония.

Что касается самой оперы. Думаю, этот проект мог бы продвигать Украину на международном уровне, если будет хорошо представлен. Таким образом, общественный резонанс зависит от качества оперы, либретто, музыки, сценографии и исполнителей.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Речь идет о современной академической опере, которая будет представлять Василия Вышиваного как трагического персонажа, который потерпел поражение от мира врагов в безнадежной для Украины геополитической ситуации того времени. И, если это музыка хорошего композитора, либретто с глубоким текстом и будут приглашены известные певцы, то этот проект, вероятно, критики смогут положительно охарактеризовать, а публика встретить аплодисментами.

Если он предназначен для исполнения за рубежом перед неукраинской публикой, он не должен быть слишком сентиментальным и слишком «национально настроенным». В Западной Европе традиционный патриотизм в наши дни не всегда понимают правильно, его часто подозревают в «национализме» — мировоззрение, не очень популярное в наших «постмодернистских обществах» или, что еще хуже, не воспринимается слишком серьезно. И очень важно найти надлежащую престижную сцену для презентации проекта.

Что касается Австрии, нашу Вторую республику не следует путать с большой старой Австрией. Мы многим обязаны Габсбургам, правителям, таким как выдающиеся государственные деятели, реформаторы Мария Терезия, Иосиф II или Франц Иосиф I, которые остаются достаточно популярными. Но знания о Вильгельме довольно скудные, а чувство общественной идентичности скорее связано с нынешней маленькой, нейтральной Альпийской республикой, а не с большими имперскими традициями.

Эрнст Штробель, культурный обозреватель австрийской популярной газеты Salzburger Nachrichten, оперный критик

Эрнст Штробель (Фото: пресс-служба)
Эрнст Штробель / Фото: пресс-служба

Интерес к Габсбургам в Австрии часто ограничивается популярными Сиси (Императрица Елизавета Австрийская) или императором Францем Иосифом. И я, например, никогда не слышал о Василии Вышиваном. Жаль. Вообще, Габсбурги дарят множество тем в первую очередь для мюзиклов, которые имеют большой успех в Австрии и за рубежом. Приведу пример мюзикла Элизабет (Elisabeth) композитора Левай Силвестера. Это произведение, созданное в 1992 году, изображает жизнь любимой австрийцами императрицы. Элизабет перевели на семь языков, его посмотрели более десяти миллионов зрителей во всем мире, что делает его самым успешным немецкоязычным мюзиклом всех времен.

Относительно оперы Вышиваный. Король Украины. Мы говорим о восприятии нового произведения, которое еще должно быть представлено и зарекомендовать себя. В Вене в ведущих театрах время от времени представляют новые оперы, которые уже имели успех в других странах, или в том случае, если композитор очень известный и успешный. Опера — это бизнес, поэтому не только само качество музыки, либретто, уровень исполнительского состава имеют большое значение, но и бренд самого оперного театра, и продюсер, и трудолюбивое агентство — все-все важно! Поэтому желаю успехов новому украинскому музыкальному проекту!

Мирослава Макаревич, специально для НВ

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X