«Личность, которая многое объясняет». Сергей Жадан и Алла Загайкевич рассказывают о работе над оперой Вышиваный. Король Украины

8 мая 2021, 09:05

Поэт и прозаик Сергей Жадан и композитор Алла Загайкевич приняли участие в работе над оперным проектом Вышиваный. Король Украины об австрийском эрцгерцоге, называвшем себя украинцем.

Осенью в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета имени Николая Лысенко состоится премьера уникального оперного проекта Вышиваный. Король Украины. Предварительно премьера запланирована на 1−2 октября, но из-за пандемии даты могут измениться.

Видео дня

@ пресс служба
Фото: @ пресс служба

Либретто к опере написал поэт, прозаик, фронтмен групп Жадан и Собаки и Линия Маннергейма Сергей Жадан.

Над музыкой работала Алла Загайкевич, известный композитор-экспериментатор, автор музыки к украинским фильмам Мамай, Поводырь, Живой костер. Особенности ее творчества заключаются в том, что она совмещает работу в жанрах симфонической, камерной, электроакустической музыки, камерной оперы, развивает современное украинское медиа-искусство.

Сергей Жадан и Алла Загайкевич рассказали НВ, почему согласились работать над оперой о Вильгельме Габсбурге, известном как Василий Вышиваный, выдающейся личности в украинской истории начала ХХ века, в чем они видят миссию проекта и что больше всего поразило их в самом Вышиваном.

Сергей Жадан: Музыкальная поэзия

Что дало вам импульс стать частью команды создателей проекта Вышиваный. Король Украины?

Сергей Жадан: Это интересная идея. Кроме того, Вышиваный — интересный, колоритный и актуальный персонаж. Поэтому работалось легко и вдохновенно. Очень жду премьеру.

Сергей Жадан - автор либретто к опере Вышиваный. король Украины (Фото: @ пресс служба)
Сергей Жадан - автор либретто к опере Вышиваный. король Украины / Фото: @ пресс служба

Какую миссию видите в этом проекте?

С.Ж.: Хочется больше рассказать о самом Вышиваном. Мне кажется, это личность, которая многое объясняет и в украинской истории, и в нашем настоящем. Фигура Вышиваного показывает, насколько циклична история, и насколько события 1918−20 годов ХХ века в чем-то созвучны событиям, которые происходят сегодня в Украине.

Во-первых, балансирование между государственностью и безгосударственностью, попытка защитить себя, попытка реализоваться. А во-вторых, очень важная вещь, которая сейчас для многих актуальна, — это принятие украинской идентичности. Но, прежде всего, конечно, хотелось создать что-то инновационное и масштабное. Надеюсь, у нас это получится.

Что вас прежде всего поразило в личности Вышиваного? Назовите, пожалуйста, три момента.

С.Ж.: Его открытость миру. То, что он смог не только на уровне эмпатии, а и на уровне идентичности почувствовать себя украинцем. Его авантюрность. Чтобы принять участие в нашей истории, нужно иметь не только большое сердце, но и стальные нервы. Его порядочность. До конца держать слово и продолжать борьбу — это заслуживает большого уважения.

Что особенно восхищало во время творческого процесса? Какие вызовы стояли перед вами?

С.Ж.: Поработать с композитором Аллой Загайкевич — предложение, от которого невозможно отказаться. Ну, я понимал, что слова, которые пишу, будут петь. Это, безусловно, накладывало свой отпечаток на творческий процесс. Работая над либретто, я прочел, кроме известной книги Тимоти Снайдера Красный князь, много дополнительной литературы, биографических архивных материалов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Есть несколько книг и один художественный роман, который написала Наталья Сняданко, в нем представлена альтернативная биография Вышиваного о том, что было бы, если бы он остался на территории советской Украины и доживал свой век во Львове, послевоенном советском Львове. Интересная фантазия на тему.

Какого резонанса ждете от этого проекта внутри Украины и в мире?

С.Ж.: Лично я жду внимательного и вдумчивого слушателя.

Алла Загайкевич: Поэтическая музыка

Что дало вам импульс стать частью команды создателей проекта Вышиваный. Король Украины?

Алла Загайкевич: По меркам современных социальных сетей между нами с Василием Вышиваным — расстояние трех рукопожатия…

Камерный хор - автор музыки к опере Вышиваный. король Украины (Фото: @ пресс служба)
Камерный хор - автор музыки к опере Вышиваный. король Украины / Фото: @ пресс служба

Василий Вышиваный был близким другом студента Венской консерватории члена ОУН Романа Новосада, дедушки выпускника Киевской консерватории, моего бывшего студента, композитора Алексея Ретинского.

Ощущение присутствия личности Василия Вышиваного, понимание ее веса и влияния на всю жизнь Романа Новосада, который после сибирских лагерей, живя в Крыму, говорил на украинском языке и носил вышиванку… давало возможность представить тембр голоса Вышиваного, его манеру говорить, наконец, посмотреть его глазами на прошлое и будущее.

И несколько лет назад мне предложили написать музыку к опере о Василии Вышиваном на либретто Сергея Жадана. Конечно, ключевым моментом для согласия на работу над оперой был Жадан. Мне очень импонирует его подход к работе со сложным историческим материалом. Книги Ворошиловград, Интернат, Месопотамия… или новое Хлебное перемирие — это всегда о людях в действительно переломные моменты истории и современности. Об очень драматических и болезненных событиях Жадану удается писать как о чем-то действительно живом и близком. Именно такой подход к выстраиванию либретто оперы меня очень вдохновлял.

Что вас прежде всего поразило в личности Вышиваного?

А.З.: Отношение к Украине как к сказочной земле настоящего счастья. Невероятная преданность и верность именно такому видению, вплоть до желания давать показания на допросах в Лукьяновской тюрьме на украинском языке. Отречение от всех привилегий высокого аристократического происхождения, сознательный выбор «быть украинцем», когда еще такой страны на карте не было… Самопожертвование, которое именно наше поколение, наконец, кажется, может понять.

Василий Вышиваный выехал из Украины в 1918, вернулся в 1947 — чтобы фактически умереть за нее. И в этом временном промежутке не прекращал мечтать, писать стихи и занимался поисками контактов с ОУН, сотрудничал с британской и французской разведками… Недаром на страницах книги Тимоти Снайдера Красный Князь появляется сравнение Василия Вышиваного с Джеймсом Бондом.

Что особенно восхищало во время творческого процесса? Какие вызовы стояли перед вами?

А.З.: Для меня прежде всего речь идет о ломке стереотипов восприятия украинской истории и ее освещение в современном музыкальном искусстве. Опера Вышиваный для меня — это в первую очередь новая музыкальная речь. Новое интонирование, и главное — новое интонирование поэтического языка Сергея Жадана. Поиск, собственно, «голоса» Василия Вышиваного.

Главные вызовы — принципиальное отсутствие современных опер в постоянном репертуаре украинских оперных театров. А это значит слабый опыт оперных певцов в современной музыке, осторожное отношение к современным вокальным техникам. Кроме того, в опере используются электронные средства обработки звука, таким образом добавляются еще и технические вызовы.

Однако мне удалось найти в театре настоящих единомышленников, в частности это дирижер-постановщик Юрий Яковенко и исполнители главных партий оперы Владимир Козлов и Юлия Пискун. Очень рассчитываю, конечно, на сотрудничество с Ростиславом Держипильским, известным своими смелыми экспериментальными решениями в работе с современным материалом в театре.

Автор: Мирослава Макаревич

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X