Четыре принципа новой школы. Как учить изобретателей

11 августа 2020, 20:43

Весь мир столкнулся с глобальным кризисом в образовании, который сводится к двум проблемам — мотивация и разница поколений

Старшие люди, которые когда-то были пионерами и комсомольцами, имели перед собой только одну дорогу в жизни: школа, институт и работа, которую обычно меняли раз в 10-20 лет, либо не меняли вообще. Современные дети имеют больше возможностей. Но часто подсознательно родители пытаются вложить им в голову старую программу достижения успеха. Но если прошивке 30 лет, то насколько она конкурентна?

Видео дня

На опыте обучения 25 тысяч детей в четырех странах мы вывели четыре принципа, которые помогают в корне изменить процесс обучения и раскрыть в детях талант изобретателя. Эти принципы мы используем в своих школах, но их можно  нужно) вводить и в обычных учебных заведениях. Это может иметь важнейшее влияние на формирование мировоззрения будущих поколений.

Чего хотят дети?

Допустим, у ребенка есть цель заработать один миллион долларов. Представим три гипотетических варианта, как это сделать:

1) Получать заработную плату. Для этого надо или 10 лет получать по $100 000 в год, или 20 лет по $50 000, или, например, 40 лет по $25 000 в год.

2) Продавать продукт. Если он будет стоить $1000, его должны купить 1000 человек. При стоимости $200 – 5000 человек. Если $100 – 10 000 человек соответственно должны купить ваш продукт.

3) Продавать услугу. Если абонплата услуги будет составлять $167 в месяц, то вам понадобится 600 человек, которые приобретут подписку на год. Если $42 в месяц – это 1000 человек на 2 года. Если $6 – 5000 человек на три года.

Интересно, что дети почти сразу выбирают второй или третий варианты. Но для того, чтобы достичь успехов согласно этим вариантам, ребенок должен уметь создавать и продавать эти продукты и услуги.

Надо поддерживать мотивацию, но как можно дольше не давать правильных ответов

Но учат ли этому в обычной школе? Нет. Весь мир столкнулся с глобальным кризисом в образовании. Она сводится к двум проблемам.

Первая – мотивация. Я думаю, большинство учеников, которые не хотят учиться, не хотят потому, что им подсознательно не нравится первая строка таблицы.

Вторая проблема – это разница поколений. Образование – это когда одно поколение учит следующее. В школах между ними сейчас 30 лет. А в наше время за 30 лет меняется все. Конечно, молодые люди не очень хотят учиться у преподавателей, не имеющих канала на YouTube и не знающих, что такое хэштег.

Современная система образования была создана давно и под совершенно другие задачи: для подготовки системных, одинаковых работников для заводов и фабрик. Которые должны были делать минимум ошибок. Работа с инновациями наоборот требует большого количества ошибок. Давайте поговорим о школе для изобретателей и о том, как можно изменить принципы обучения в обычных школах.

Есть много исследований о развитии инноваторов. Можно привести пример книги Тони Вагнера Создание инноваторив или ДНК инноватора от Джефри Дайера, Хала Грегерсена и Клейтона Кристенсена. Если суммировать мнения экспертов и наш опыт, можно выделить следующие принципы образования для системного развития изобретателей, инноваторов и просто креативных людей, которые мыслят категорией создания новых продуктов.

4 принципа школы для изобретателей

1 Командная работа. Кто-то лучше проектирует, кто-то пишет код, а кто-то должен понимать потребности будущих пользователей. Как улучшить ситуацию? Можно два раза в год проводить хакатон, где команды из 2-3 учеников будут работать над технологическими проектами. Это будет иметь принципиальное влияние на их понимание процессов и скорость обучения.

2 Много ошибок. Очень важно не торопиться. Надо поддерживать мотивацию, но как можно дольше не давать правильных ответов. Пожалуй, самые большие проблемы обычной школы – это скорость, поверхностность и штрафы за ошибки.

Как-то раз команда детей больше месяца работала над созданием робота-пылесоса. Чат «гудел» даже ночью от идей и гипотез. И перед самой презентацией дети нашли ошибку в расчетах с сопротивлением. Я почти уверен, что после того, как они это пофиксили, сопротивление они поняли на всю жизнь. «Хотели бы вы, чтобы я дал вам формулу успеха? На самом деле это очень просто: удвойте свое количество ошибок», – Томас Уотсон, основатель IBM.

3 Интеграция дисциплин. Многие изобретения были созданы на пересечении наук. Современная школа должна работать над межпредметными проектами. Физика с биологией, математика в программировании, химия и математика, физика и математика – кроссдисциплинарные курсы должны стать обычными уроками в расписании. Важным фактором таких уроков должен быть проектный подход, потому что лучшей практики обучения не существует.

В одном из хакатонов была задача: в рамках стратегии колонизации планеты создать модуль для фитомониторинга. То есть полностью автономное, управляемое компьютером устройство должно было поливать растения, контролируя влажность почвы, температуру воздуха и влажность воздуха. Представьте, одна из команд нашла способ и почти реализовала повторное использование воды! Это яркий пример и проектной работы, и взаимодействия физики, математики, программирования и биологии.

4 Культура делиться. Большинство выдающихся инноваторов своей конечной целью стремятся сделать мир лучше. То есть делиться, отдавать, а не только потреблять. 12 лет дети учатся слушать, читать и выполнять задачи, которые кто-то разработал – конечно, ментально они в итоге станут потребителями.

Гораздо лучше работает pear to pear подход к обучению – то есть ученики обучают друг друга. Можно вводить бизнес-симуляции, когда команды создают технологические продукты для рынка, который в них нуждается. Дети учатся их продавать, вести переговоры, управлять командами. В нашем случае, мы даем свободу выбирать проекты, которые они хотят сделать, и очень радуемся, когда они создают, например, технологичный прибор для сбора мусора в озере.

Главная задача – школы пробудить в детях жажду к знаниям. Школы для изобретателей – любовь к технологиям и интерес в IT-предпринимательстве. Я верю, что новое поколение создаст мир лучше, чем наш, если будет иметь достаточно знаний, а главное, практических навыков, чтобы это сделать.

Чтобы это произошло, подход к обучению должен измениться. Иерархия «школа-институт-завод» больше не работает. Следовательно и дети на выходе из школы должны уметь создавать свое, а не только полагаться на других. А для этого нужно перестать учить по лекалам Советского Союза и начать обучать изобретателей. Четыре простых идеи, изложенные выше, могут существенно этом помочь.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X