Полезное лето. Как подготовить ребенка к школе

25 июня 2020, 20:37

Начните составлять план освоения новых навыков, которые облегчат адаптацию ребенка в сентябре

«Мой ребенок идет в первый класс, и я хочу сделать его лето полезным. Посоветуйте, что именно нам организовать». Это популярный в начале лета запрос к детскому психологу от родителей будущих «первоклашек».

Видео дня

Предлагаю три шага для определения плана действий.

Шаг 1

Сравните обычный будний день ребенка за последний год и предполагаемый день в школе. Выпишите все различия. Например:

Сад

  • 10 детей, с которыми ребенок вместе в течение дня
  • Питание «как дома»
  • Иногда не посещал садик, потому что был не в настроении
  • Помогали с туалетом, если нужно
  • Напоминали, чтобы пил водичку

Школа

  • 25 детей
  • Питание школьное, перекус из дома
  • Посещать нужно
  • Некому помочь
  • Должен помнить о воде сам

Шаг 2

Чтобы качественно заполнить табличку, нужно хорошо представлять, чем будет наполнен школьный день ребенка. Родительское собрание перед 1 сентября здесь не поможет. Так расспросите уже сейчас администрацию школы или учителя, какой степени самостоятельности ожидают от ребенка — в обучении, приеме пищи, гигиенических вещах, во время прогулки и т. д.; к кому ребенок должен обращаться за помощью; что обычно уже умеют «первоклашки».

Добавьте колонку с навыком, которого не хватает для новой реальности.

Желаемый навык, которого не хватает

  • Коммуницировать с большим количеством детей
  • Выбирать из того, что есть на тарелке, и обязательно что-то съесть (не только хлеб)
  • ?
  • Справляться самому; знать, кого попросить о помощи
  • Регулярно пить воду без напоминаний

Эту колонку важно заполнять именно вторым шагом. Да, это иногда требует больше времени, чем первый шаг.

«?» означает, что у вас нет быстрого ответа. Об этом надо подумать день-два, посоветоваться с семьей или спросить у специалиста, которому вы доверяете.

Шаг 3

Начните составлять план освоения новых навыков, которые облегчат адаптацию ребенка в сентябре, опираясь на информацию из третьей колонки.

Например:

1. Поискать дневной городской лагерь.

2. Несколько раз пойти на комплексный обед с целью поесть, выбрав из того, что есть.

3. Поинтересоваться, какое меню в школе, и ввести типичные школьные блюда в домашнее меню.

Расспросите учителя, какой степени самостоятельности ожидают от ребенка

4. Обсудить с мужем/женой, как вы будете поступать с посещением школы. Будете ли позволять ребенку оставаться иногда дома? Если да, то при каких условиях? Если нет, то к этой мысли ребенок должен привыкнуть еще до школы.

5. Разыграть с игрушками различные «туалетные» случаи.

6. Рассказывать о том, какие взрослые в школе могут помочь, если их попросить (любая просьба).

7. Играть в школу, воспроизводя распорядок дня.

8. Тренироваться без напоминания пить водичку после каждой активности — поиграли в игру, были на прогулке, почитали книжку и т. д.

Проверьте, в план вошли некоторые важные аспекты. Для этого ответьте на вопрос:

— Может ли ребенок назвать свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, номера телефонов родителей?

 — Знает ли ребенок адрес проживания?

 — Может ли ребенок сказать, что ему не нравится как и что ему говорят или какие действия в отношении него предпринимают? Если в силу особенностей характера не может, тогда знает ли он альтернативный способ себя защитить (до того, как пожалуется родителям дома)?

 — Большинство ли учебных навыков ребенка совпадает с теми, что будут у его одноклассников? Конечно, в школе всему научится. Но ребенок в первом классе нередко сравнивает свои возможности или достижения с возможностями сверстников, и если для него важно быть первым или из лучших, негативные результаты сравнения существенно влияют на самооценку и самоощущение.

 — Умеет ли ребенок развлечь себя сам на прогулке? Конечно, в школе прогулки происходят с классом. Но не всегда ребенку будет нравиться игра, в которую сейчас играют его друзья. Хорошо иметь опыт самостоятельной игры. Также хорошо знать несколько уличных игр, чтобы, в свою очередь, предлагать одноклассникам.

 — Знает ли ребенок, что в школе существуют правила и какие?

 — Воспринимает ли ребенок школу как естественный этап взросления или стремится остаться в саду или дома?

Напоследок хочу напомнить, что к школе адаптируется не только ребенок, но и родители. Почему бы не составить подобную табличку для себя? И обязательно добавьте в план «прогулки за городом» и «витамины с грядки каждый день». Хорошего всем лета!

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X