Потребность или симптом? Что такое лидерство

20 июля 2021, 19:53

Одни рождаются лидерами, а другие становятся ими под влиянием обстоятельств

Совместно с Татьяной Ждановой, основателем агентства Brandhouse, маркетологом, автором книги Смысл жизни и его маркетинг

Что такое лидерство вообще? Феномен, потребность, свойство, симптом, функция? Однозначного ответа нет. Что такое лидерство для конкретного человека, зависит от личности. У кого-то из нас это потребность, а у кого-то — симптом.

Видео дня

Попробуем рассмотреть понятие лидерство без розовых очков с точки зрения причин и мотивов, болей, симптомов, выгод.

Исходя из опыта диагностики лидерских свойств, можно выделить две основные формы лидерства: врожденное лидерство (ВЛ) и приобретенное (ПЛ).

Психодиагностика, особенно глубинная, раскрывает неосознаваемые мотивы, основы формирования лидерства конкретного человека.

Врожденное лидерство

Врожденное, естественное лидерство опирается на генетически обусловленную потребность в расширении зоны присутствия своего «Я», в желании влиять на события. В бизнес-кругах с недавних пор эту потребность принято называть экспансией. Люди, попадая в зону влияния лидера, становятся командой и развиваются, растут в направлении поставленных лидером целей. Возникает вектор лидерства, так как застывшего лидерства не бывает. Это феномен, имеющий динамику. Нет цели — нет лидерства.

Что такое лидерство для конкретного человека, зависит от личности

Признаки врожденного лидерства можно заметить уже в детстве. У прирожденных лидеров заметна потребность в самоопределении через готовность самостоятельно выбирать одежду, еду, друзей, вид спорта, профессию, ритм учебы. Самоопределение, субъектность проникают во все сферы отношений. Такие дети демонстрируют независимость, недостаточное послушание и часто неудобны преподавателям.

Приобретенное лидерство

Приобретенное лидерство возникает в ответ на внешнее давление через два механизма. Первый — механизм идентификации с агрессором. Давление слишком авторитарных родителей сжимает пружину напряжения, и, когда ребенок вырастает, то ведет себя по отношению к другим так, как поступали взрослые с ним. Такое лидерство нарастает на личности как защитная функция. Но ложится на личность неплотно. Из зазоров, щелей будет сквозить переменчивость настроения, капризы и решения под влиянием эмоций, а не фактов.

Сотрудники компании перед тем, как зайти к такому руководителю, спрашивают у секретаря, в каком он настроении. Потому что от этого зависит, какое решение будет принято. Или, например, ценный лояльный сотрудник может быть уволен только потому, что он «не нравится».

Такой способ реакций и действий лидера можно отнести к невротическому стилю реагирования; он чаще встречается у «приобретенных» лидеров.

Второй распространенный механизм развития приобретенного лидерства возникает как реакция на маятниковое воспитание, когда родители применяют противоречащие друг другу методы воздействия. Это раскачивает психику ребенка, формируя лидерство как защитный механизм.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

У «врожденных» лидеров невротический стиль реагирования развивается в том случае, если потребность есть, а возможности нет. Врожденное лидерство органично, аутентично, его обладатель принимает решения объективно. Лидерство для таких людей — как воздух, они его не ощущают, пока потребность в нем реализуется.
Наша 30-летняя статистика показывает, что в общем числе лидеров «врожденных» около 30%, остальные лидерство приобретают. Отсюда вывод — естественным лидером нужно родиться, но вообще лидером можно стать.

Что для этого нужно?

У феномена приобретенного лидерства есть функция компенсации, «психологического ремонта» травматических эмоциональных переживаний, зафиксированных в опыте, который несет с собой чувство внутренней неуверенности, субъективно ощущаемой слабости, беспомощности. Со всем этим и помогает справиться приобретенное (компенсаторное) лидерство как способ «саморемонта на слабо».

Лидерам такого рода удобнее в корпоративном мире, так как они легко воспринимают корпоративные цели, не стремясь заменить их личными. Лидерам приобретенного типа нужна система поддержки, поощрений — атрибутами признания, званиями, чувством безопасности. В развитых компаниях функционирует образовательно-мотивационная система. Карьерные пути внутри корпоративного мира как механизм работают надежнее и устроены проще личного «пути через тернии к звездам». При условии, что корпорация растет.

Когда приобретать лидерство?

Механизм приобретенного лидерства формируется к концу периода третьего пубертата (приблизительно 21 год), когда завершилось формирование основных сфер личности — коммуникационной, мотивационно-потребностной, эмоциональной, межличностной. Если в возрасте около 21 года молодой человек или девушка чувствуют потенциал, самое время пробовать подняться над собой. Не искать комфортных условий, а поступать наоборот. Челенджить себя.

Еще один шанс как для врожденных, так и для компенсаторных лидеров дает нам возраст 35+, так называемый профессиональный пубертат.

А как же типологии и формы лидерства?

Теорий, описывающих процесс лидерства, и классификаций лидерства великое множество, и каждая из них похожа на правду. Но большинство теорий умозрительны и описывают типы лидеров на уровне слов. Эти типы весьма логичны и могут быть использованы для описания и прогноза эффективности лидерства. Проблема в том, что разные эксперты, основываясь на описании, могут определять разные формы лидерства у одной и той же группы.

Сколько лидеров, столько и форм реализации лидерства. Конечно, можно объединить в большие группы и типологизировать, но у этого текста другая цель — показать природу, причины и механизмы возникновения и развития лидерства.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X