Дело случая. Какую роль в нашей жизни играет удача, — лектор TED

10 декабря 2020, 21:43

Случайность имеет гораздо большее значение, чем мы готовы признать — утверждает психолог Барри Шварц в своем выступлении для TED

Перевод Лилии Гончаровой для TED

<...>

Я хочу поговорить об удаче, справедливости и о том, что их связывает.

Несколько лет назад мне позвонил мой бывший студент. Он хотел поговорить насчет своей дочери. Оказалось, что его старшеклассница-дочь очень хотела подать заявление в Суортмор-колледж, где я тогда преподавал. Он хотел знать мое мнение на этот счет. В Суортмор поступить очень нелегко. «Ну расскажи мне о ней», — предложил я ему. И он рассказал, какие у нее оценки, в каких внеклассных мероприятиях она принимает участие. И мне показалось, что она суперзвезда — удивительная, удивительная девочка. И я на это среагировал: «Это невероятно. Похоже на то, что Суортмор хотел бы заполучить такую студентку». Он спросил меня: «Означает ли это, что она туда поступит?». И я ответил: «Нет. В Суортморе просто не хватает мест для всех „хороших“ кандидатов. Не хватает мест ни в Гарварде, ни в Йеле, ни в Принстоне, ни в Стэнфорде, а также в Google, Amazon или Apple. Даже на конференции TED. Слишком много хороших людей, и все не могут туда попасть». «Но как же нам быть?» — спросил он. «Это очень хороший вопрос», — сказал я в ответ.

Видео дня

Как же нам быть? И я знаю, что сделали университеты и колледжи. Единственное, что они делают в интересах справедливости, — это непрерывно повышают стандарты, так как для них принимать менее подходящих и отметать более подготовленных людей — несправедливо. Остается только все повышать и повышать стандарты до тех пор, пока не добьетесь соответствия количества мест количеству будущих студентов.

Получают ли люди то, чего они заслуживают? Справедливо ли общество? Конечно нет

И это отрицательно влияет на представления людей об их правах и справедливости. Люди в Америке имеют разные мнения о том, справедливо ли то или иное действие, и каковы критерии этой справедливости, но я думаю, что единственное, с чем согласятся многие: в правильной, справедливой системе люди получают то, чего они заслуживают.

И вот тогда я сказал своему бывшему студенту, что как только дело доходит до приема в колледж, это правило не срабатывает. Некоторые получают, а некоторые — нет. Так обстоят дела.

Когда вы завышаете требования, — что колледжи и делают, — остается одно — сумасшедшая конкуренция среди учеников старших классов школ. Ведь быть просто хорошим, очень хорошим — недостаточно. Ты должен быть лучше всех абитуриентов. И в результате мы имеем то, чему способствовали, — что-то вроде эпидемии тревожности и депрессии, которая подавляет и уничтожает наших подростков. Такого рода конкурсами мы разрушаем целое поколение наших детей.

Когда я думал об этом, я понял, что способ решения этой проблемы есть. И вот что можно было бы сделать: когда люди подают заявление в колледж, кандидатов мы разделяем на тех, у кого в будущем есть все шансы быть успешным, и тех, у кого их нет. Соответственно, мы отказываем тем, кто явно «не дотягивает». И затем мы берем всех остальных, кладем их имена в шапку и лишь вытягиваем бумажки, как в лотерее, и так этих кандидатов принимаем. Другими словами, при приеме в колледж мы действуем по принципу лотереи. Возможно, то же самое происходит в высокотехнологичных компаниях и — страшно подумать — может быть, именно так мы решаем, кто выступит на TED-конференции, — по принципу лотереи.

Поймите меня правильно: такая лотерея не ставит целью устранить несправедливость. Все еще будет много людей, которые не получат того, что заслужили. Но, во всяком случае, это честно. В этом проявится несправедливость, какая она есть, без ложных причин. И мы будто прокалываем сильно надутый шар: мы выпускаем стресс, в котором живут наши старшеклассники.

Так почему же это вполне разумное предложение — я бы так сказал — не выносится на серьезное обсуждение? Кажется, я знаю почему. Я думаю, что мы не приемлем идею, что по-настоящему важные вещи — дело удачи или случая, и, по большому счету, нам неподвластны. Мне эта мысль ненавистна. Неудивительно, что другие реагируют так же, но именно так и бывает в жизни.

Во-первых, прием в колледж — это уже лотерея. Приемная комиссия только делает вид, что это не так. Так что будем честны перед собой.

Во-вторых, думаю, если мы осознаем, что это лотерея, это также заставит нас признать важность везения в жизни почти каждого человека.

Возьмите меня, например. Почти все самые важные события в моей жизни происходили в значительной степени благодаря везению. Когда я учился в седьмом классе, моя семья уехала из Нью Йорка в округ Уэстчестер. Когда я начал учиться в школе, я встретил милую девочку, с которой подружился, затем она стала моим лучшим другом, потом мы полюбили друг друга, ну а потом она стала моей женой. К счастью, мы женаты вот уже 52 года. Я ничего для этого не сделал, мне просто повезло.

Я поступил в колледж и в первом семестре записался на курс «Введение в психологию». Я понятия не имел, что такое психология, но сам предмет мне подходил и вписывался в мое расписание. Поэтому я и согласился. И по счастливой случайности этот класс вел блестящий, легендарный преподаватель психологии. Благодаря этому я и стал психологом.

Пошел в магистратуру. Когда я ее заканчивал, получилось так, что мой друг, профессор, преподававший в Суортморе, решил, что он не хочет больше преподавать, и ушел в медицинский колледж. Его место освободилось, я подал заявление, и меня приняли на первую и единственную в моей жизни должность, где я был соискателем. Я преподавал в Суортморе 45 лет. Это учебное заведение оказало громадное влияние на развитие моей карьеры.

<...>

Мой вывод такой: я везучий человек. Мне повезло в семейной жизни. Мне повезло с образованием. Мне повезло с карьерой. И мне повезло, что я обрел платформу для моих выступлений, такую как TED.

Заслужил ли я свой успех? Этот мой успех — заслуженный, возможно так же, как и ваш. Но есть еще много достойных людей, таких как мы, которые достойны успеха, но его не имеют.

Получают ли люди то, чего они заслуживают? Справедливо ли общество? Конечно нет. Одни лишь усилия и игра по правилам не являются гарантией чего-либо. Если мы осознаем неизбежность такой несправедливости и решающую роль удачи, возможно, мы зададим себе вопрос: «Какую ответственность мы несем перед людьми, которых мы признаем героями эпохи пандемии, когда серьезная болезнь поразила их семьи, делаем ли мы все возможное, чтобы они были целы и их жизнь не была разрушена борьбой с болезнью, обрушившейся на нас? Чем обязаны мы людям, которые борются, упорно трудятся, но менее удачливы?».

Около полувека назад философ Джон Ролз написал книгу «Теория справедливости». В этой книге он ввел концепцию, которую назвал «вуалью неведения» Он задал вопрос: «Если бы вы не знали, какое положение вы займете в обществе, какое общество вы хотели бы создать?». И предположил, что когда мы не знаем, собираемся ли мы занять там место — наверху или внизу, — нам чертовски хочется жить в обществе, где есть равноправие: даже невезучие смогут жить там достойно, полноценно, быть довольными жизнью.

Так что счастливые и успешные люди, донесите это до тех, кто рядом с вами, и делайте все от вас зависящее, чтобы все знали, что мы почитаем и заботимся о людях, которые так же, как и мы, заслуживают успеха, но кому не так везет, как нам.

Полную версию можно найти на TED

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X