Источник заразы. Рецензия на сюрреалистическую комедию Жвалы

18 июля 2021, 12:30

В украинский прокат вышел фильм Жвалы — новая работа французского музыканта (под псевдонимом Mr. Oizo он известен с конца 90-х), режиссера и ди-джея Квентина Дюпье.

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

В своем кинотворчестве Дюпье тяготеет к сюрреализму, и если в самом начале карьеры он снимал кино для условно своих, то к 2021-му пришел к совершенно зрительскому формату.

Видео дня

При этом режиссер остался верен себе и своим излюбленным темам. Результат не заставил себя ждать: фильм Жвалы полюбили сразу, начиная с его премьеры на Венецианском кинофестивале в прошлом году, и заканчивая потихоньку разворачивающимся мировым прокатом. В работе продолжение под названием Щупальца.

1. Сюжет

Франция. Лазурное побережье. На пляже в спальном мешке с ногами по щиколотку в волнах спит мужчина средних лет. К нему подходит по виду околокриминальный делец местного разлива, будит и предлагает заработать быстрые деньги: забрать чемоданчик в одном месте и привезти его в другое. Гонорар — 500 евро.

Мужчину в спальнике зовут Ману. Он бездомный, вечно голодный, абсолютно недалекий. Согласившись подзаработать, Ману угоняет машину (старый Mercedes неопределенно-песочного цвета) и отправляется за своим другом по имени Жан-Габ. Последний тоже средних лет, тоже фактически нищий, тоже недалекий, но в чуть менее катастрофической степени.

Начать операцию с чемоданом им мешает шум в багажнике машины. Остановившись и заглянув внутрь, оба с удивлением обнаруживают там муху размером со взрослого корги. С этого момента операция с чемоданчиком резко забывается. И в голове у Жан-Габа рождается новый план: выдрессировать муху, чтобы она воровала для приятелей еду и деньги. Ребята нарекают свой план «убийственным».

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

План, конечно, совершенно не убийственный. По крайней мере, пока. Но как точка отсчета для их абсурдных приключений он работает великолепно. Вообще Дюпье любит заставлять своих героев в той или иной степени подчиняться предметам (муха, конечно, милая, но вынесем ее за скобки одушевленного). Так было в прошлой работе режиссера — насколько тревожном, настолько же и смешном фильме Оленья кожа, где оскароносный актер Жан Дюжарден метался по крошечному городку и выполнял жестокие указания своей куртки.

Так происходит и здесь, где своеобразным макгаффином становится непонятно откуда взявшееся гигантское насекомое, вокруг которого закручиваются приключения Жан-Габа, Ману и тех, кому не повезло оказаться на их пути. При этом тревожность Оленьей кожи в фильме Жвалы отсутствует полностью. Тогда Дюпье посмеялся над кризисом среднего возраста, прошелся по культу потребления и по особенностям современного фестивального кино (сняв на него, грубо говоря, пародию). В Жвалах режиссер растворяется в беззаботности условного жанра — летняя криминальная история с налетом юмора и романтики (тут можно подумать хоть о Поймать вора Хичкока, хоть о прекрасных комедиях с Луи де Фюнесом) с его морем, солнцем, пляжами, случайными встречами и легкой интригой, которая одновременно держит в напряжении и не отвлекает от созерцания красоты вокруг.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Абсурдность происходящего, как часто происходит у Дюпье, подается с совершенно невозмутимым лицом. Ну муха и муха, двойники тоже хорошо, внезапные пожары, аллергия на масло, велик-единорог. Единственным голосом разума, естественно, становится похожий на синдром Туретта крик героини Адель Экзаркопулос и ей, конечно, никто не верит.

Весь этот пазл складывается не во что-то энигматическое, а в абсолютно стройную историю. И темы, волнующие Дюпье, здесь тоже просматриваются довольно кристально: та же критика капитализма и культа потребления, та же горькая насмешка над классовостью общества, ну и та же игра с жанром.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

В картине совершенно прекрасный кастинг со всеми актерами и актрисами на своем месте. У Грегуара Людига (Ману) и Давида Марсе (Жан-Габ) органический дуэт сформировался еще в 2010 году, когда два комика создали популярное комедийное шоу Palmashow для французского телевидения. И в фильме видно, что за общением Ману и Жан-Габа скрывается серьезный опыт. Смешным отражением их удавшегося экранного броманса стало особое приветствие ребят: когда надо поставить точку в очередной комедийной ситуации они складывают кулаки в подобие быка, ударяются ими и кричат «Бык!».

Из ролей второго плана стоит выделить Адель Экзаркопулос (главная героиня фильма Жизнь Адель и обладательница Золотой пальмовой ветви). Единственной участнице съемок с международной славой за плечами Дюпье дал роль юродивой. Которая опять-таки единственная из всех здесь понимает, что происходит.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Жвалы — вердикт НВ

9/10

Жвалы — по-своему идеальное кино, которому невозможно противостоять. Абсурдный летний фильм, вышедший в абсурдное лето. Когда хочется плыть по течению и радоваться жизни, но приходится решать странные задачи (чем и где вакцинироваться, например) и бесконечно бороться за выживание.

Квентин Дюпье улыбаясь дарит надежду: если получилось у двух идиотов, то получится и у всех остальных.

Жвалы

Mandibles

2021 год

Франция, Бельгия

Режиссер — Квентин Дюпье

В главных ролях: Грегуар Людиг, Давид Марсе, Адель Экзаркопулос, Ромео Элвис, Индия Хэйр и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X