Психотерапия балалайкой. Рецензия на фильм Черная вдова

11 июля 2021, 12:30

В украинский прокат вышел фильм Черная вдова — первая картина киновселенной Marvel за два года, первая полнометражная часть Четвертой фазы этой же киновселенной, а также история с двумя целями: углубить наши знания о Наташе Романофф и одновременно попрощаться с ней.

Поскольку персонаж Скарлетт Йоханссон погиб еще в фильме Мстители: Финал, действие Черной вдовы происходит в прошлом, до вторжения Таноса. Как следствие, лента выглядит немного архаично. Но подтекст здесь той же, новой для Marvel природы, что и в трех вышедших за без малого год сериалах (ВандаВижн, Сокол и Зимний солдат, Локи) расширяющейся киновселенной.

Видео дня

1. Сюжет

НВ
Фото: НВ

2016-й. После того, как Мстители поучаствовали в уничтожении страны Зоковии, а потом публично рассорились, разрушив при этом аэропорт, американское правительство решило за них взяться пожестче. В результате произошедшего раскола свободолюбивая часть супергероев залегла на дно, а те, кто, наоборот, любит ходить по струнке, отправились грустить на базу.

Как не трудно догадаться, Наташа Романофф оказалась среди свободолюбивых. Бывшая советская супершпионка решила спрятаться в норвежской глуши. Но хватило ее ровно на один вечер. Вернее, мир не смог без нее ровно один вечер. Отправившись в магазин за дизелем для генератора, Романофф буквально лоб в лоб сталкивается с очередным убийцей, который на сей раз пришел с холода. Из России. И из прошлого Черной вдовы.

Невольно погрузившись в новое дело, героине Йоханссон придется погрузиться и в воспоминания о своем крайне травмирующем детстве, которые она явно хотела бы не трогать. А также встретиться с людьми, которых она точно так же хотела бы оставить призраками прошлого. Тем не менее, для Романофф этот опыт может пойти на пользу. А для зрителей ее приключения в фильме Черная вдова станут пояснительной запиской к характеру героини, ключом к пониманию ее свободолюбия и жертвенности.

Кадр из фильма Черная вдова
Фото: Кадр из фильма Черная вдова

2. Сценарий, драматургия

Фильм Черная вдова — смесь шпионского триллера, супергеройского экшна и семейной драмы. С привычной для Marvel иронией, которая оттеняет серьезное выражение лица Наташи Романофф и с привычной для Четвертой фазы киновселенной психотерапией в основе всего этого нагромождения жанров.

Сказать, что за два часа с хвостиком авторам удалось одинаково достойно пройтись по триллеру, экшну и мелодраме, нельзя. Интрига следующего сюжетного поворота, непроницаемость лица соперника, напряженная рутина, присущие шпионскому кино, тут распадаются минуте на 20-й, оставшись галочкой в методичке сценариста. То, что вначале слегка напоминало последние и лучшие серии Миссии невыполнимой, в итоге обернулось не самыми удачными фильмами про Джеймса Бонда (чего ребята и не скрывают, в одной из сцен включив по телевизору Лунного гонщика 1979 года).

Супергеройский экшн как бы на месте. И в фильме есть несколько действительно задорных эпизодов: побег из тюрьмы с лавиной и вертолетом, первое появление Красной комнаты и некоторые сцены внутри. Но Вдова — 24-я картина киновселенной Marvel и авторы явно не ставили себе за цель удивить зрителя чем-то новым по части взрывов и драк (этим, будем надеяться, займется Хлоя Чжао в Вечных и Сэм Рэйми во втором Докторе Стрэндже).

Но что точно получилось, так это семейная драма с исходом в виде очищающего разум психотерапевтического эффекта. Кевин Файги и компания вообще решили построить на нем по крайней мере первую часть Четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel. Прорабатывают свои душевные раны герои сериалов ВандаВижн и Сокол и Зимний солдат, погружается в себя даже Локи в одноименном сериале.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

И точно так же Наташа Романофф здесь встречается с людьми и демонами (а в Черной вдове это зачастую одно и то же) из прошлого. Сначала героиня ведет себя так, будто эти встречи ей только мешают, дескать, она давно все проработала. Но постепенно из мутных вод ее подсознания большими буквами всплывает слово «ТРАВМА», и тут начинается самое интересное. Приходится взаимодействовать с людьми и демонами.

Штатный сценарист Marvel Эрик Пирсон (Тор: Рагнарек) решает этот момент просто и забавно. Показывает все буквально на пальцах: он постепенно собирает вместе «семью» Наташи Романофф — советских шпионов, с которыми она некогда работала под прикрытием — и заставляет их коммуницировать. В прошлом у Романофф была псевдосестра (Флоренс Пью), псевдомать (Рэйчел Вайс) и псевдоотец (Дэвид Харбор). Все четверо — искалеченные злодеем по имени генерал Дрейков одиночки.

Все четверо при этом очень разные, у парочки для интриги как бы заготовлены фиги в карманах. Все четверо вначале понимают, что никакая они не семья, но постепенно, благодаря хорошо прописанным совместным сценам и отличным актерским работам, начинают понимать глубже: для того, чтобы называться семьей, не обязательно обладать кровным родством. Достаточно интенсивного совместного опыта, умения его разумно упаковать в голове и доверия.

Так Романофф, переживая раскол в одной семье (Мстители), обрела вторую и стала чуть более готовой к шагу, который она предпримет совсем скоро: к своей жертвенной гибели.

Кадр из фильма Черная вдова
Фото: Кадр из фильма Черная вдова

3. Картинка и актеры

Визуально фильм Черная вдова — это классический Marvel. Что-то среднее между вторым Тором и Капитаном Америка: Зимний солдат. И учитывая, что семейная психотерапия далась авторам лучше всего, лучшие сцены здесь находятся в середине: в доме героини Рэйчел Вайс, псевдоматери. Герои собираются за одним столом, достают бутылку водки (водка — частый реквизит Черной вдовы) и накладывают себе оливье из судочков. Выглядит странно и правильно одновременно. Редкое для Marvel сочетание.

В остальном режиссура австралийки Кейт Шортланд (автор отличных фильмов Берлинский синдром и Эрудиция) не то, чтобы видна. Но опять-таки со своей основной задачей — снять семейную трагикомедию — она справилась.

Еще на этапе трейлеров было видно, что кастинг — украшение будущего фильма. История здесь по меркам Мстителей скромная и актеров ровно столько, сколько надо. Без перенаселения. Без незнающих куда себя девать звезд списка А.

Великий Рэй Уинстон давит массой и харизмой в роли психопата Дрейкова. Вайс скрывает сердечность за холодом уставших глаз. Харбору неплохо удается дурачество. При этом его персонаж трагичен: будучи русским ответом Капитану Америке, он так ни разу и не встретился со своим заклятым врагом. И уже не встретится.

Флоренс Пью по сути играет версию Наташи Романофф, которой повезло меньше. Играет как всегда отлично и местами прямо становится вровень с героиней Йоханссон. Что логично: сцена после титров намекает нам, что ее Елена Белова может стать новой Черной вдовой.

Ну и сама Йоханссон тоже хороша. У нее не припасено никаких сюрпризов: все-таки с персонажем мы знакомы уже много лет, но тут фокус в том, что она лучше всех подходит на роль Романофф — доброй в душе, соблазнительной, смертельно опасной шпионки, прошедшей за свою жизнь кошмарный путь, который лег тенью на ее лицо.

Кадр из фильма Черная вдова
Фото: Кадр из фильма Черная вдова

Черная вдова — вердикт НВ

7/10

Выход фильма Черная вдова до сериалов сыграл бы не в его пользу. Слишком многое здесь обращено в прошлое и как старт Четвертой фазы картина смотрелась бы неуклюже. Поэтому пандемия в случае с лентой Шортланд сыграла в плюс: перед нами бодрое, избегающее излишней сентиментальности и вышедшее как нельзя вовремя прощание с героиней, которая долгое время была вспомогательной единицей.


Черная вдова

Black Widow

2021 год

США

Режиссер — Кейт Шортланд

В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью, Дэвид Харбор, Уильям Херт, Рэй Уинстон, Рэйчел Вайс, Ольга Куриленко и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X