Вечные: рецензия на супергеройскую драму с Анджелиной Джоли и Сальмой Хайек
В украинский прокат вышел фильм Вечные — во всех смыслах важный, экспериментальный даже, проект для Marvel.
Валерий Мирный
Здесь студия попыталась нащупать совершенно новую для себя эстетику, представила команду совершенно новых супергероев и впервые пригласила в режиссерское кресло актуального для американского кино, оскароносного режиссера, предоставив ему при этом свободу действий.
Режиссером этим стала известная по прошлогодней драме Земля кочевников Хлоя Чжао. Она же помогала писать сценарий фильма. С результатами ее усилий и усилий всей команды картины, несмотря на их несовершенство, все же очень интересно разобраться.
1. Сюжет
Примерно 5000 лет до нашей эры. Согласно некоторым толкователям Библии где-то в этот период был создан мир. Согласно археологам примерно в этот период наметился переход от неолита к бронзовому веку. Согласно хронологии Marvel, именно тогда на Землю прибыли Вечные.
Созданные Целестиалами — богоподобными существами размером с Юпитер, для которых Танос это мелочь, — Вечные должны были охранять зарождающееся человечество от Девиантов — еще одной инопланетной расы, таких темных двойников самих Вечных, которые по непонятным до поры причинам поставили себе за цель уничтожение людей.
Вечных на Земле всегда было десять. Некогда они жили вместе (по большей части в районе Междуречья), но уничтожив всех Девиантов, решили разбежаться кто куда и посвятить чуть времени себе.
Собраться уже в нашем столетии их вынудили вновь появившиеся Девианты. Да и вообще у Вечных появилось чувство, что что-то на Земле идет не так. Назревает смена привычного порядка. Ребята впервые вынуждены вступить в битву в условиях неопределенности и их главной целью на этот раз окажется не давний враг, а противник совершенно неожиданный. Что в свою очередь приведет к серьезной переоценке ценностей у существ, чьи принципы и взгляды были укомплектованы тысячелетия назад.

2. Сценарий, драматургия
Студия Marvel заигрывала с режиссерами-авторами, то есть носителями определенной эстетики и почерка, и раньше. Достаточно вспомнить Анну Боден и Райана Флека, которые до Капитана Марвел сняли драму про учителя-наркомана Половина Нельсона или Тайку Вайтити, который до фильма Тор: Рагнарек снимал замечательные, но малобюджетные комедии у себя в Новой Зеландии.
В каждом случае не сказать, чтобы им давали много свободы. Любящих сложную драму Боден и Флека в Капитане Марвел не видно вообще. Вайтити повезло больше, но здесь сработал тот факт, что он мыслит остроумной и при этом трогательной комедией. Формат совершенно марвеловский. Чжао, которая раньше работала с реальными человеческими драмами и не просто с непрофессиональными артистами, но больше с участниками тех самых драм — человек для киновселенной Marvel, какой мы ее знаем, чуждый.
И решение пригласить ее в этот мир и дать творческую свободу можно назвать довольно смелым. Понятно, что для маркетинга картины имя Чжао и связанный с ним флер изменений, желания сделать что-то новое сработает отлично (прогнозы по сборам у фильма внушительные). Но по факту из соединения человеческих драм, гуманистических идей, проговоренных серьезным тоном и супергероики может получиться несостыковка.

Она и получилась. Но с оговорками. Фильм Вечные не сказать, что затянут: 156 минут это совершенно нормальный хронометраж для масштабной истории, но из-за того, что темп здесь ровный, пульс не превышает порог показателей для здорового человека в состоянии покоя и ставка сделана на личные драмы Вечных и их попытки разобраться, кем им все-таки приходятся люди, а не на битвы и шутейные перепалки, картина Чжао может погрузить в сон.
Привычную для любителей Marvel супергероику, которая была сформулирована Джоном Фавро и доведена до совершенства Джоссом Уидоном и братьями Руссо Чжао трактует в своем стиле: не как дополненную кинокомиксом пульсирующую реальность, а как возможность заглянуть сверхсуществу в глаза и найти там тонкую душевную организацию.
Поэтому в фильме Вечные много разговоров по душам, много подробных погружений в мир каждого инопланетного гостя и много экскурсов в историю. Чжао разбирает Вечных на части, снимает слой за слоем сверхспособности вплоть до состояния человеческой беззащитности. И ставит перед каждым из Вечных вполне человеческий вопрос: идти по пути начертанному или прыгнуть выше головы, дотянуться кончиками пальцев до свободы воли и поменять ход своей истории. Особенности жанра в том, что ход историй Вечных здесь напрямую связан с выживанием человечества.

Ультрагуманизм Чжао может раздражать. Тем более в рамках кукольного по сути жанра кинокомикса: темы в фильме Вечные соответствуют его названию, но язык все равно простой, детский. Точно также как и связи с историей человечества. Кого-то покоробит причина пробуждения Девиантов: вечная мерзлота тает не из-за глобального потепления. Кото-то эпизоды с Вавилоном. Кого-то — с майя. Впрочем, для мира, который принял существование Камней Бесконечности это все не должно выглядеть так уж нелепо.
Другой вопрос, могло ли это все выглядеть по-другому? Очень вряд ли. Вся странность ситуации с Вечными в том, что несмотря на неприятие картины, явление Чжао в мир Marvel — явление полноценное, не компромиссное как раньше — иначе свершится не могло. И все, что от Чжао ожидалось, она этой вселенной отдала.
Как называть несостыковку, которая была заложена изначально? Особенностью? Фильмом не для всех? Последнее вряд ли подходит жанру кинокомикса, но прелесть в том, что Вечные таким особенным, отдельностоящим фильмом и является. И если отбросить претензии насчет темпа, пульса и скуки, и окинуть взглядом все что происходит в фильме Чжао, то перед смотрящим может проявиться огромный новый пласт вселенной Marvel, который создала режиссер.
Он не похож на то, что было раньше и вряд ли вписывается в привычные рамки «захватывающего кино для всей семьи», зато по состоянию на 2021-й Вечные выглядят гораздо современнее Черной вдовы, да и вообще всех последних усилий Marvel. И что совершенно замечательно — естественнее. Элементы нового мира (однополая семья, глухонемая супергероиня, эмоциональность взамен решительности и так далее) здесь существуют как будто так и надо, а не как будто так хочет показать пытающаяся успеть за прогрессом студия.
Дилеммы, изменения, с которыми сталкиваются Вечные приближают их к нам, людям и отдаляют от привычных супергероев. Смотреть за этим медленным процессом непривычно и тяжело: ведь пришли все на другое, но зато выйти с показа можно с головой полной долгоиграющих мыслей (раздраженных или философских не столь важно), а не их полным отсутствием.

3. Картинка и актеры
Визуально фильм Вечные — это Земля кочевников за 200 миллионов. То есть крупные планы, постоянный golden hour, бьющее в объектив солнце и общая неторопливость. Неторопливость заложена в действия самих героев: а как иначе, ведь эти тысячелетние существа за всего два с половиной часа должны будут осознать себя заново.
У героини Анджелины Джоли — Вечной по имени Фина (она среди прочего прототип богини войны у древних греков) от всматривания в эту экзистенциальную бездну случится что-то вроде короткого замыкания. Кто-то пойдет на предательство, кто-то попытается бездействовать. Но неизбежность выбора стороны конфликта в итоге настигнет всех.
Компания Вечных у Чжао получилась довольно пестрой, пусть и немного отмороженной. Джоли, как всегда, не от мира сего, Ричард Мэдден, как и в Игре престолов принимает сложные решения, Кит Харрингтон — герой с сюрпризом (как опять-таки в Игре престолов), Сальма Хайек — страдающая мать, Кумэйл Нанджиани раздражает непривычной самовлюбленностью, Барри Кеоган загадочен и опасен, остальные просто красивые.
Чтобы разбавить серьезность этих лиц был введен чисто марвеловский персонаж — потешный, толстенький индус-ассистент героя Нанджиани — звезды индийского кино. Его зовут Карун, и он постоянно снимает Вечных для своего документального проекта (привет известному методу Хлои Чжао, который иначе чем шуткой реализовать здесь было нельзя).

Вечные — вердикт НВ
7/10
Что в итоге будет с фильмом Вечные? Станет ли это кино — сначала отверженное — потом культовым? Повлияет ли картина Чжао на то, что будет со вселенной Marvel дальше? Пока не ясно. Но хотелось бы, чтобы все-таки повлияла. Есть в этой амбициозной супергеройской драме, в ее реализации, помимо известных проблем, что-то величественное и подлинное.
Что-то, наконец, авторское.
Вечные
Eternals
2021 год
США
Режиссер — Хлоя Чжао
В главных ролях: Джемма Чан, Ричард Мэдден, Кумэйл Нанджиани, Лия Макхью, Брайан Тайри Генри, Лорен Ридлофф, Барри Кеоган, Дон Ли, Гил Бирмингем, Хариш Патель, Кит Харингтон, Сальма Хайек и Анджелина Джоли и другие.