Мечта на миллион. Рецензия на украинскую спортивную драму Пульс

25 июля 2021, 11:25

В украинский прокат вышел фильм Пульс — первая спортивная драма в украинском кино его современного периода.

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

Более того, перед нами история биографическая: в основе сюжета ленты лежит случай из жизни Оксаны Ботурчук — украинской опять-таки легкоатлетки, неоднократной призерши Паралимпийских игр.

Видео дня

Для вышедшего из мира рекламы и музыкальных клипов режиссера Сергея Чеботаренко Пульс — полнометражный дебют. И в этом чисто американском жанре он чувствует себя свободно. Но есть у фильма и одна серьезная проблема — слабый сценарий. К счастью, она становится заметна начиная со второй половины картины.

1. Сюжет

Небольшой городок на берегу реки. Типичная семья (мама, папа, младшая и старшая дочери) с ее типичными проблемами: младшая настойчиво хочет плеер, старшая — бегать, а не играть на виолончели, родители по мере сил и терпения пытаются со всем этим справиться.

Только уступив старшей в ее стремлении к легкой атлетике, ребята попадают в аварию. Выживают все, но Оксана (бегунья) получает травму головы и практически полностью теряет зрение. Мечты об олимпийском золоте разбиваются о случай. Последствия которого Оксана, при помощи близких и своей воле к самореализации, умудрится преодолеть.

Девушка буквально выгрызает у жизни сначала звание КМС, а потом и билет на Паралимпиаду.

Кадр из фильма Пульс
Фото: Кадр из фильма Пульс

2. Сценарий, драматургия

Фильм Пульс — представитель условно второго поколения условно украинских блокбастеров, отдельного сегмента нашего кинематографа, с которым у наших кинематографистов (в отличии от авторского кино, с которым у нас все, наоборот, хорошо) наблюдаются большие проблемы.

Так вот картина Чеботаренко одна из тех, что знаменует положительный сдвиг. Здесь все еще много проколов, но вместо того, чтобы касаться всего фильма, они сфокусировались. В данном случае на его сценарии. Уже, с одной стороны, хорошо. С другой — толковых сценаристов, способных написать большую историю для массового зрителя, надо, конечно, растить.

Опираясь на придуманный американцами сюжетный каркас (здесь можно вспомнить хоть ту же Малышку на миллион Иствуда), авторы фильма Пульс сделали слишком сильный упор на главную героиню и подчинили ее пути всех остальных персонажей. Сделано это было зря, поскольку потенциал у второго плана здесь есть.

В первую очередь это касается сестры Оксаны, Алены, на взгляд издалека — трудного подростка, а при более детальном рассмотрении — близкой родственницы с сердцем на месте. Еще не повезло будущему мужу Оксаны, Сергею. Простоватому и преданному парню не хватило пары отдельных сцен. Можно было бы их придумать и отцу девушки.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Сыгранные хорошими артистами, эти персонажи остались недорассказанными и как следствие в фильме они носят чисто функциональный характер. Говоря циничным языком, выглядит так, будто Оксана использует их для достижения своей цели.

Тем не менее в экспозиции, то есть в первой части картины этого дисбаланса не чувствуется. Перед нами постепенно разворачивается история, пусть простая (это далеко не всегда грех), но видно, что близкая и как следствие задевающая за живое.

Оксана предстает в ней человеком трудным, неконтактным, даже заносчивым, но целеустремленным и безусловно талантливым. В ней, в отличии от ее родителей, поместились и желание вырваться в большой мир, и не изменить своей мечте. В какой-то момент начинает казаться, что Оксана не остановится ни перед чем, чтобы достичь своего. Примерно на этом этапе происходит авария. И становится она не столько подножкой судьбы, сколько уроком, благодаря которому девушка постепенно начинает замечать любящих ее людей вокруг.

Дальше у фильма меняется темп, что должно сигнализировать о повышении ставок и росте напряжения. Но в отсутствии «мяса» (читай сценарного разнообразия, дополнительных сцен), оголяется сюжетный каркас, и лента становится больше похожа на перечисление фактов из биографии. Вот тренировки, вот КМС, вот слезы, вот Токио, вот фальшивая в своей формальности заключительная речь Оксаны.

Наработки первой части фильма потихоньку врезаются в ставший равнодушным и ленивым сценарий.

Кадр из фильма Пульс
Фото: Кадр из фильма Пульс

3. Картинка и актеры

При этом с визуальной точки зрения к картине Чеботаренко особых претензий нет. Перед нами кино с отличной операторской работой (работавший над Киборгами и Захаром Беркутом Юрий Король), с в основном уместными пролетами камеры над городами, которые дают фильму нужный воздух и масштаб. Да и вообще со вкусом у Пульса все в порядке.

То же самое касается и артистов. Как уже говорилось не всем повезло с развитием их персонажей, но каждый здесь видится на своем месте. Начиная с будто сразу же надломленной Натальи Бабенко и заканчивая символизирующей равнодушие системы Лилии Ребрик.

Современный саундтрек призван подчеркнуть безвременность истории. Неизбежное пока что зло — джинса — конечно, режет глаз.

Кадр из фильма Пульс
Фото: Кадр из фильма Пульс

Пульс — вердикт НВ

7/10

В итоге Пульс — трогающая история про преодоление себя и про то, какие бонусы могут быть получены на этом некомфортном пути. Вот этот мотив, идея в ленте видна не вооруженным глазом. И благодаря этой идейной ясности, а еще картинке, актерам и первой (хорошей) половине можно сказать, что фильм Чеботаренко служит исключительно добру.

Пульс

2020 год

Украина

Режиссер — Сергей Чеботаренко

В главных ролях: Наталья Бабенко, Виктория Левченко, Сергей Лузановский, Наталья Доля, Александр Кобзар и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X