От Мунка до Эшера. Художественные отсылки в популярном сериале Netflix Игра в кальмара

25 октября 2021, 17:51

Корейская драма Игра в кальмара, которая вышла на Netflix в середине сентября и успела за это время стать самым успешным запуском стриминговой компании, — не просто метафора жестокого мира искусства, пишет The Art Newspaper.

Кто-то может сказать, отмечает автор, что существует много параллелей между жестокой драмой о выживании, в которой конкуренты должны уничтожить друг друга, чтобы получить большой денежный приз, и арт-рынком, но его художественные отсылки уходят намного глубже.

Видео дня

Создатели шоу, которое набрало 111 млн просмотров за первые 28 дней, добавили намеки на некоторые из самых узнаваемых произведений искусства всех времен.

Одна из первых отсылок — шедевр Эдварда Мунка Крик (1893), который воспроизводится в первом эпизоде, когда игрок 250 застрелен во время игры Красный свет, зеленый свет. Его кровь брызгает на лицо другого игрока, которая испускает окаменевший крик, поднимает руки к испуганному лицу.

Одна из первых отсылок - шедевр Эдварда Мунка (Фото: Netflix)
Одна из первых отсылок - шедевр Эдварда Мунка / Фото: Netflix

В седьмом эпизоде, посвященном состоятельным VIP-спонсорам смертоносной игры, можно отметить сходство между золотыми масками, которые носят VIPы, и костюмами гостей Бала сюрреалистов 1972 года в замке Феррьер, разработанными Сальвадором Дали. Одного из гостей показывают с яблоком перед лицом, что является отсылкой к Сыну человеческому (1964) Рене Магритта.

В финальной сцене ужина в корейской драме трое оставшихся конкурсантов сидят за треугольным столом — это отсылка к художественной композиции Званый ужин (1974−1979) арт-феминистки Джуди Чикаго. Работа, представляющая собой банкетный стол на 39 персон, была задумана с целью положить конец принижению роли женщин в истории человечества. Каждое место за столом было предназначено одной из величайших женщин в истории, а на тарелках — изображения, символизирующие вагину. В этом контексте интересно, что после сцены ужина единственная женщина-участник Игры в кальмара выбывает в пользу двух оставшихся мужчин.

Званый ужин. Джуди Чикаго (Фото: Donald Woodman)
Званый ужин. Джуди Чикаго / Фото: Donald Woodman

Одно из наиболее очевидных заимствований — его признал режиссер Хван Дон Хек — это тромплей Маурица Эшера Относительность (1953), который лег в основу серии лестниц, по которым участники проходят между играми.

Художественные отсылки можно заметить и в других моментах. Во втором эпизоде, когда детектив Хван Чжун Хо ищет улики в спальне своего пропавшего брата, на столе лежит несколько художественных монографий о художниках, включая Пикассо, Моне, Ван Гога и Магритта.

В основу лестниц, по которым ходят игроки, легли картины Эшера (Фото: Netflix)
В основу лестниц, по которым ходят игроки, легли картины Эшера / Фото: Netflix
Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо NV
X