Маски гениальности: ключевые образы в карьере Дэвида Боуи

14 февраля 2021, 11:45

Родившийся под конец фильма Дэвид Боуи: История человека со звезд образ Зигги Стардаста был первым в череде альтер-эго, которые примерит на себя артист-хамелеон.

Андрогинный, бисексуальный инопланетянин, прилетевший на Землю с неизвестной планеты и без лишних промедлений ворвавшийся на сцену игривой рок-звездой, помог музыканту прославиться. Сам Боуи будучи не только великим артистом, но и понимающим конъюнктуру рынка бизнесменом, так отзывался о популярности своей первой маски: «Я совсем не удивился, что Зигги Стардаст сделал мою карьеру. Я создал абсолютно работающую рок-звезду».

Видео дня

Этот же образ прочно закрепится в общественном сознании и станет, наверное, самым известным в архиве Дэвида Боуи. Однако, Зигги был не первым персонажем, придуманным артистом и далеко не последним примеренным им на себя сценическим альтер-эго. Ниже мы перечислили ключевых вымышленных героев из канона Боуи. Тех, кто был с ним с самого начала и до самого конца.

НВ
Фото: НВ

Майор Том

Альфа и омега бестиария Дэвида Боуи. Майор Том появляется в первом хите артиста Space Oddity 1969 года выпуска — истории про астронавта (собственно, Том), который отправляется изучать космос и вначале постоянно обменивается сообщениями с Землей (Ground Control), а потом теряет с ней связь и предпринимает самостоятельное межзвездное плавание.

К этому персонажу Боуи возвращается и в других важных для своего каталога песнях: Ashes to Ashes, Hallo Spaceboy и Blackstar, каждый раз добавляя образу новых черт, а биографии Тома новых приключений. Так в Ashes to Ashes 1980-го Майор Том предстает опустившимся на самое дно наркоманом, что хорошо рифмуется с биографией самого Боуи: как известно в середине 70-х музыкант настолько пристрастился к кокаину, что ему пришлось буквально сбежать из пропитанного соблазнами Лос-Анджелеса в Западный Берлин.

В клипе на Blackstar — выдающуюся 10-минутную авангардную композицию с последнего альбома Боуи 2016 года выпуска показано тело Майора Тома и его инкрустированный драгоценными камнями череп, которому поклоняются туземки далекой планеты. Зная о своей скорой смерти, музыкант решил символическим жестом завершить и путь своего лирического героя.

Таким образом, Майор Том — не просто альтер-эго Боуи, не просто еще одна маска из списка. Это его астральный двойник, чье путешествие по неизведанному — метафора путешествия самого музыканта. С него начинается Одиссея Дэвида Боуи, им же заканчивается.

Кадр из клипа
Фото: Кадр из клипа

Зигги Стардаст

Зигги Стардаст — попадание в десятку, наглядное подтверждение распространенного мнения о Боуи как об артисте-хамелеоне, умеющем угадывать и предугадывать, куда дует ветер актуального. Сотканный из представлений о прекрасном самого музыканта (японский театр кабуки, андрогинность, костюмы дизайнера Кансаи Ямамото) и подсмотренных им у Винса Тейлора (не самый известный, но яркий британский артист) и человека по прозвищу Legendary Stardust Cowboy (колоритный исполнитель из Техаса) образов Зигги нашел отклик у миллионов слушателей по обе стороны Атлантики.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

И удачно вписался в популярный на начало 70-х музыкальный тренд — глэм-рок. Не последнюю роль здесь сыграл и нарратив: Зигги Стардаст по легенде — бисексуальный инопланетянин прилетевший на Землю предупредить людей о том, что им как виду осталось существовать пять лет (по причине истощения природных ресурсов). Концептуальный образ скандального пророка вдохновит потом и Леди Гагу, и Мерлина Мэнсона. Как и театрализованные концертные выступления Боуи и его группы — Пауков с Марса.

Instagram
Фото: Instagram

Алладин Сейн

Альбом The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars вышел в 1972-м и последовавший за ним тур длинной в 18 месяцев истощил Боуи морально: он чувствовал, что интенсивное использование основанной частично на собственных фобиях маски Зигги Стардаста начинает вредить его собственному Я. Как следствие, Стардаст ушел в отставку (Боуи символично убил инопланетянина на концерте в Лондоне) и на его месте появился, рожденный из опыта американской части турне и из воспоминаний о страдающем от шизофрении брате Терри, злой близнец по имени Алладин Сейн.

Его образ был канонизирован обложкой одноименного альбома. Того, на котором Боуи изображен с молнией, протянувшейся через все лицо и с загадочной каплей на ключице.

Вот как о персонаже отзывается сам артист: «Был момент в 1973 году, когда я знал, что все кончено. Я не хотел всю свою жизнь быть в ловушке этого персонажа, Зигги. И я предполагаю, что то, что я делал на альбоме Aladdin Sane — это попытка перейти в следующую область, но используя довольно бледную имитацию Зигги в качестве второстепенного девайса. На мой взгляд, это был Зигги едет в Вашингтон, Зигги под влиянием Америки».

Примечательно, что вышедший весной 1973-го альбом Aladdin Sane был очень тепло встречен именно в США. Возможно, причина крылась в более смелых текстах (Боуи пел о связанным с наркотиками и насилием упадке города) и в более сыром, грубом звучании. Это был по-прежнему глэм-рок высшей пробы, но более напористый, в духе Rolling Stones, и теперь с добавлением хард-рока.

Обложка альбома
Фото: Обложка альбома

Изможденный Белый Герцог

«Безумный аристократ», «аморальное зомби» — Изможденный Белый Герцог, наверное, самое болезненное и отчасти скандальное альтер-эго Боуи. Рожденный в 1975-м и просуществовавший вплоть до побега музыканта в Западный Берлин в конце 1976-го, он отразил в себе «астрономическую» наркозависимость Боуи (диета музыканта в то время состояла из красного перца, молока и гор кокаина) и его эмоциональное истощение.

В то же время Герцога можно назвать самым стильным персонажем когда-либо придуманным артистом: зачесанные назад, длинные оранжевого оттенка волосы, белая свободная рубашка, черная жилетка, черные свободные брюки контрастировали с глэмовой андрогинностью Зигги Стардаста и Сейна. Но в комплекте со сдержанным, по-арийски строгим стилем шло холодное сердце «пустого человека». А еще высказывания, намекающие на симпатии Гитлеру, которого Боуи в то время называл первой настоящей рок-звездой (и от которых артист потом открещивался).

Хронологически образ Изможденного Белого Герцога совпал с выходом альбома Station to Station — великой (как, собственно, и все остальные альбомы музыканта, выпущенные им в 70-х и начале 80-х) записи, созданной на стыке краут-рока, фанка и соула. Герцог — персонаж перед побегом, Station to Station — альбом перед побегом в Берлин, где Боуи вместе с Брайаном Ино и Тони Висконти запишет знаменитую Берлинскую трилогию, состоящую из пластинок Low, Heroes, Lodger.

Instagram
Фото: Instagram

Никола Тесла

Взяв эклектичность за творческое кредо, Дэвид Боуи не ограничивал себя только лишь музыкальной сценой. Он аккуратно снимался в кино. Аккуратность здесь касается выбора ролей и режиссеров, а также дозированного присутствия на киноэкранах. Среди прочего, Боуи сыграл вампира в фильме Голод Тони Скотта, где его напарницей стала Катрин Денев, майора Джека Селлерса в фильме Счастливого Рождества, мистер Лоуренс японца Нагиса Осимы, где его напарником стал знаменитый композитор Рюити Сакамото, Понтия Пилата в скандальном Последнем искушение Христа Мартина Скорсезе, короля гоблинов в знакомой тем, кто рос в 90-х, сказке Лабиринт.

Самой же известной киноработой для современного зрителя можно назвать роль Николы Теслы в фильме Престиж Кристофера Нолана. Не только известной, но и близкой музыканту по духу: знаменитый изобретатель тоже был личностью энигматичной.

По легенде Нолан видел в этой роли только Боуи, тем не менее артист предложение режиссера отклонил и последнему пришлось лететь в Нью-Йорк, чтобы лично рассказать музыканту о проекте. Тот согласился через пару минут разговора.

Кадр из фильма Престиж
Фото: Кадр из фильма Престиж

Слепой Пророк

Свой последний альбом Blackstar Дэвид Боуи выпустил 8 января 2016 года. За два дня до своей смерти от онкологического заболевания. О болезни, лечении и том, что этот альбом станет последним, музыкант общественности не объявлял. Благородный жест, подарок для поклонников, дистанцировавший их насколько возможно от давления темы смерти.

Понятно, что при прослушивании Blackstar и при просмотре клипов тема эта всплывает сама по себе, но воспринимается она, как предчувствие автора, а не как новостной заголовок. Разница существенная.

Слепой Пророк — персонаж в черном костюме, с повязкой с черными пуговицами на глазах и всклокоченными волосами. Он появляется в двух последних клипах Боуи на песни Blackstar и Lazarus. И если весь альбом — это наполненное символизмом прощание, прекрасная точка в карьере, то Пророк как часть этого прощания может символизировать осознание Боуи своей скорой смерти. Перехода из этого мира в другой, неизвестный.

Кадр из клипа Blackstar
Фото: Кадр из клипа Blackstar
Показать ещё новости
Радіо НВ
X