Апология аутсайдера. Рецензия на фильм Дэвид Боуи: История человека со звезд

13 февраля 2021, 11:15

В украинский прокат выходит фильм Дэвид Боуи: История человека со звезд — неофициальный, неканонический байопик о человеке, который не только упал со звезд, а создал своей деятельностью целое измерение в мировой поп-культуре. Измерение яркое, эклектичное, смелое, объемное.

Неофициальным и неканоническим фильм британца Гэбриела Рэнджа делает отказ семьи Дэвида Боуи признавать его, фильма, существование и, соответственно, передавать авторам картины права на использование песен великого музыканта. С музыкой авторы в итоге выкрутились, да и вот эта неканоничность в минус с Историей человека со звезд не сыграла. А, скорее, расширила фокус фильма.

Видео дня

1. Сюжет

НВ
Фото: НВ

Поздняя осень 1970 — зима 1971-го. Дэвид Роберт Джонс, он же Дэвид Боуи, находится на распутье. С одной стороны, год назад он выпустил альбом Space Oddity с одноименным хитовым синглом. С другой — новая пластинка, озаглавленная The Man Who Sold the World, пролетела мимо чартов, так и не найдя благодарного слушателя. Как следствие, руководство лейбла Mercury серьезно подумывает о расторжении контракта.

Все эти проблемы и связанные с ними тревоги Боуи вместе с женой Энджи и членами группы обсуждают в кабинете менеджера музыканта Тони в Лондоне. Последний утверждает, что альбом The Man Who Sold the World оценят представители будущих поколений (среди которых будет, например, и Курт Кобейн), а для современников он получился слишком уж депрессивным. Энджи и компания в свою очередь утверждают, что Боуи гений, а лейбл просто не справляется с его позиционированием.

Под их натиском Тони выбивает для музыканта, как он сам утверждает, отличную возможность: промо-тур по США. Разочарование Боуи начинает испытывать сразу после прилета, когда, проведя несколько унизительных часов на таможне (лейбл не оформил рабочую визу), попадает не в лимузин и отель, а в старый универсал и домой к суетливому пиарщику и по совместительству концертному менеджеру.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Поездку эту, наполненную для Боуи неловкостями и унижениями, со всего одним человеком, верящим в него (тот самый пиарщик, да и он отчасти просто жалеет эксцентричного британца) режиссер и соавтор сценария Гэбриел Рэндж выстраивает как персональную Одиссею, роуд-муви про поиск себя.

Несмотря на то, что в самом начале картины авторы соответствующим титром честно предупредили о том, что зрителей ждет по большей части выдумка, в своем изложении важных для Боуи биографических моментов они тем не менее придерживались фактов. Слово «выдумка» здесь, скорее, касается сделанных ими выводов, диалогов, некоторых ситуаций. Так действие из условно настоящего, из поездки Боуи и его пиарщика Рона по США, постоянно ныряет в прошлое музыканта. В этих флэшбеках показаны отношения Боуи и его страдающего от шизофрении старшего брата Терри.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Именно Терри познакомил будущую звезду с джазом, битниками, оккультизмом: с контркультурой, из которой Дэвид Боуи в дальнейшем будет черпать вдохновение. Но опыт этого общения — по мере взросления музыканта все более травматичный — «заразил» Боуи страхом перед безумием. Шизофрения, как известно, может передаваться по наследству, а в семье Боуи и помимо Терри хватало похожих случаев (его тете, например, сделали лоботомию).

Для режиссера эта зацепка становится пусть простым, но работающим драматическим приемом, на котором строится вся история: страх перед болезнью, которая может проснуться в любой момент, а по сути перед самим собой, мешает Боуи раскрыться на полную, увидеть себя настоящего. Из этого страха и родился никем не понятый альбом The Man Who Sold the World. Этот страх может поставить крест на всем, о чем так мечтает начинающий музыкант. С ним Боуи придется в итоге столкнуться лицо к лицу. Принять.

Радует, что Рэндж при этом избегает демонстрации моментов озарения. Мы все знаем, что всего через год-полтора о Боуи заговорят по обе стороны Атлантики. Но то ли намеренно, то ли нет (неважно) режиссер приглушает пафос, связанный со словами «гений» и «звезда». Как следствие, на первый план здесь выходят пытки, с которыми сталкивает творец: сомнения в себе, поиск своей ниши, попытки доказать всем, что с тобой стоит считаться. И опять-таки как следствие расширяется список субъектов исследования фильма: ими становятся не столько Дэвид Боуи, но и все ребята не от мира сего, мечтающие донести свое творчество до как можно большей аудитории.

И как раз здесь в плюс работает отсутствие благословления со стороны семьи Боуи. Надо смотреть правде в глаза: фильм История человека со звезд действительно похож на апокриф. Магии в нем нету и масштаба тоже. Зато есть работающая механика поиска уверенности в себе.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

И набор хороших артистов. Дэвида Боуи играет британский музыкант и актер Джонни Флинн. Он рисует портрет человека вежливого, доброго, склонного к саморефлексии, безусловно талантливого, но скрывающего свой талант, свое Я за маской. Поскольку в основе этого сокрытия лежит страх, то и маска выглядит неестественно, натянуто.

Но как только Боуи в версии Флинна перестанет убегать от этого страха, его маски превратятся в яркие, сфокусированные образы, станут продолжением его Я. Первым таким образом и будет Зигги Стардаст (в оригинале картина называется Stardust).

В равномерно заполненном персонажами второго плана заднике фильма стоит выделить двух основных. Это американский пиарщик Рон в исполнении американского комика Марка Мэрона: отчаянно пытающийся достучаться до Боуи человек веры. И жена музыканта Энджи в исполнении обладательницы тяжелого взгляда Джены Мэлоун.

С Энджи у музыканта были непростые, но длительные как для брака по расчету отношения, увенчавшиеся рождением сына Дункана Джонса (режиссер фильма Луна 2112) и закончившиеся разводом в 1980-м.

Эстетически фильм Дэвид Боуи: История человека со звезд с его приглушенной, решенной в коричневых тонах палитрой, похож на что-то скромное из 70-х. Скромное, но знающее себе цену: видно, что для реализации идеи много денег ребятам и не требовалось.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Дэвид Боуи: История человека со звезд — вердикт НВ

7/10

Вполне возможно, в будущем про Дэвида Боуи выйдет более масштабный фильм или сериал. И вполне возможно тот проект получит благословение семьи музыканта и будет не так раскритикован в тех же Штатах. Но фокус в том, что фильм История человека со звезд чувствует себя в своей тарелке и без масштаба с благословениями. Это такая вещь в себе. Со своим подходом к предмету и со скромными, но зато своими собственными идеями и посланиями.


Дэвид Боуи: История человека со звезд

Stardust

2020 год

Великобритания, Канада

Режиссер — Гэбриел Рэндж.

В главных ролях: Джонни Флинн, Джена Мэлоун, Марк Мэрон, Дерек Моран, Джулиан Ричингс и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X