Дневники Берлинале 2020. Джонни Депп с фотоаппаратом, экспериментальный арт и Номера Олега Сенцова

25 февраля 2020, 11:04

Генеральный продюсер Одесского кинофестиваля Юлия Синькевич — об одном из самых крупных киносмотров в мире, который в этом году отмечает юбилей.

Берлинский кинофестиваль в этом году ждали с особым интересом. Во-первых, ему исполняется 70 лет. Во-вторых, он проходит в обновленном виде. Еще в прошлом году в команду Берлинале на смену Дитеру Косслику, возглавлявшему кинофестиваль 19 лет, пришли Карло Шатриан и Мариетте Риссенберг — арт-директор и исполнительный директор соответственно.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

Тем не менее, начало новой эпохи Берлинале не обошлось без скандала. Это уже входит в привычку. Незадолго до открытия 70-го фестиваля, в СМИ появились сообщения о том, что его первый директор Альфред Бауэр с 1942 года занимал руководящую должность в дирекции кино Рейха, созданной Йозефом Геббельсом. Руководство Берлинале начало собственное расследование по этому поводу, но от греха подальше отменило приз имени Бауэра, который вручался последние 30 лет за открытие новых путей в киноискусстве.

Открытие 70-го Берлинского кинофестиваля все же состоялось. Несмотря на дождь, 20 февраля вокруг Берлинале Паласт собрался весь цвет современного кинематографа. Можно было подумать, будто тут не фестиваль, а настоящий митинг. Этому способствовали и длинные речи на самой церемонии от мэра и министра культуры. Со сцены представили жюри этого года, которое возглавляет британский актер Джереми Айронс. В его команде — актриса из Артиста Беренис Бежо, итальянский актер Лука Маринелли, режиссер Манчестера у моря Кеннет Лонерган, палестинка Аннемари Джасир, автор Бакурау Клебер Мендонса Филью и продюсер Ларса фон Триера Беттина Брокемпер. Именно им предстоит выбирать лучших в конкурсной программе 70-го Берлинале. А в основном конкурсе участвует 18 фильмов из 18 стран. По словам нового художественного директора Карло Шатриана, селекция картин происходила по принципу личных и коллективных историй, влияющих на окружающих и взаимодействующих с аудиторией. Кстати, если вы изучали конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, то могли заметить, что многие из этих историй обращены именно к темной, негативной стороне героев.

Джереми Айронс - глава жюри (Фото: REUTERS/Michele Tantussi)
Джереми Айронс - глава жюри / Фото: REUTERS/Michele Tantussi

Фильмы-открытия Берлинале зачастую довольно слабые. В этом году история повторилась. Мой год Сэлинджера Филиппа Фалардо оказался незатейливой и простой картиной. Советовать или пересматривать ее я точно не буду.

Куда более интересные фильмы представлены в новой параллельной конкурсу программе Столкновения, где есть собственное мини-жюри. Именно тут собрано неформатное и экспериментальное кино. Собственно такое, как в Локарно, программу которого 6 лет формировал Шатриан. Столкновения открылись фильмом основателя румынской новой волны Кристи Пую Мальмкрог. Название картины созвучно с поджанром мамблкор, для которого свойственны постоянные разговоры в кадре. Собственно, в экранизации Трех разговоров Владимира Соловьева так и происходит. Это усложняет просмотр, поскольку необходимо быстро читать субтитры внизу экрана и времени на разглядывание происходящего в кадре не остается.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Юлия Синькевич (Фото: пресс-служба ОМКФ)
Юлия Синькевич / Фото: пресс-служба ОМКФ

В этой же секции новый фильм Виктора Косаковского Гунда. Его предыдущая работа Акварель о мощной и устрашающей стихии воды произвел большое впечатление, особенно форматом. Косаковский снял фильм 96 кадров в секунду. Для воспроизведения такого формата не везде есть технические возможности — по сути режиссер опередил развитие технологий. Гунда — птица иного полета. Даже не птица, а свинья, ведь Гунда — это ее имя. Картина поднимает вопрос этичности употребления животной пищи. Для Косаковского это наболевшая тема. Сам он отказался от мяса еще будучи ребенком.

Основной конкурс стартовал с итальянского фильма Спрятавшийся режиссера Джорджио Диритти. Это биография примитивиста-самоучки середины прошлого века Антонио Лигабуэ. Не скажу, что меня она впечатлила, но для тех, кто незнаком с творчеством Лигабуэ, фильм будет интересен. Бодрее выглядела картина аргентинки Наталии Меты Незваный гость. После расставания с возлюбленным, хористка начинает немного сходить с ума, слыша непонятные звуки. В Незваном госте и вправду есть несколько пугающих моментов, но в целом тут много смешного.

В один из первых дней состоялся спецпоказ южнокорейского триллера Время охоты, в котором играет актер из Паразитов. Это история о троих друзьях, ограбивших казино. В этой гангстерской гонке много трупов, но и про социальный контекст не забыли.

Люди ждут начала продажи билетов (Фото: REUTERS/Annegret Hilse)
Люди ждут начала продажи билетов / Фото: REUTERS/Annegret Hilse

В этой же программе многие зрители ждали фильм Минамата Эндрю Левитаса. Картину и творческую группу представил сам Карло Шатриан, но аудиторию интересовало не это. Все ждали появления Джонни Деппа — главной звезды фильма. Актер сыграл известного фотографа Уильяма Юджина Смита. Зрители сворачивали шеи и срывались с мест, пытаясь первыми увидеть голливудскую звезду.

Впрочем, секция специальных показов меня интересовала ради другого. Именно в ней 21 февраля состоялась мировая премьера фильма Номера Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева. Картину снимали в то время, как Олег находился в российской тюрьме. То есть это впервые в истории украинского кино, когда режиссер физически не присутствовал на съемках. В основу фильма легла одноименная пьеса Сенцова об антиутопии, где каждый член общества носит номер и обязан ему соответствовать, не нарушая правил и устава. Театральный минимализм Номеров и финальный твист немного напоминают Догвилль Ларса фон Триера, но только мельком. В целом вышла неплохая работа, хотя пьеса выглядит сильнее.

Номера будут показывать еще раз 25 числа, а мы отправляемся за билетами на следующие показы. В этом году их не так просто достать. С 8 утра люди выстраиваются в длинную очередь в надежде взять билет на топовые показы следующего дня. Но даже если ты пришел в 8, гарантии на успех нет. Наша команда по старой привычке разделилась по нескольким программам, чтобы охватить максимальное количество представленных фильмов. Кое-что из них мы обязательно покажем на 11-м Одесском международном кинофестивале, который пройдет с 10 по 18 июля.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X