Еще по одной. Индия и Китай догоняют Европу и Америку по уровню потребления алкоголя

16 июня 2019, 10:36

С начала 1990‑х Индия и Китай не только существенно нарастили свои экономические показатели, но и стали больше пить. Еще с десяток благополучных лет, и жители этих стран перепьют лидеров направления — европейцев с американцами, пишет журнал НВ.

Впечатляющий рост популярности алкоголя

Если за последние 30 лет уровень потребления алкоголя на душу населения в мире в среднем вырос на 10%, то в Китае на все 70% — таковы выводы исследования канадских и немецких ученых, опубликованного в мае 2019 года. Еще быстрее росла популярность спиртного в соседней Индии, где в сравнении с 1990 годом стали пить в два раза больше.

Видео дня

«С укреплением экономик Китая, Индии и Вьетнама более широкие слои местного населения смогли позволить себе алкоголь», — подчеркивает один из авторов исследования Юрген Рем, старший научный сотрудник Центра наркологии и психического здоровья (CAMH) в Торонто. Причем выросло как число потребителей алкоголя, так и количество выпиваемого, отмечает он.

Из-за невысоких доходов населения в большей части этого региона доминируют продажи дешевого местного спиртного, а здешние жители редко посещают питейные заведения и предпочитают выпивать дома. Хотя с ростом благосостояния потребителей расширяется и их винная карта, констатируют исследователи.

«В бедных странах большинство населения живет в трезвости просто потому, что не может позволить себе такую роскошь, как алкоголь, — убежден Рем. — Все меняется, когда страны богатеют и у людей появляются деньги на товары не первой необходимости».

Новый тренд

Алкогольные предпочтения на севере и юге Китая несколько отличаются, подчеркивает Топаз Лю, 25‑летняя жительница Шанхая. По ее наблюдениям, жители северных регионов КНР чаще выбирают крепкие напитки и пиво, тогда как южане отдают предпочтение винам.

Иные вкусы у жителей Индии, бывшей британской колонии, которая считается крупнейшим в мире потребителем виски. Хотя, по данным международной исследовательской компании Research and Markets, в этой стране постепенно растет популярность вина и дорогих брендов алкогольных напитков, более 90% пьющих индийцев по‑прежнему предпочитают спиртное с высоким градусом.

Свой вклад в рост популярности алкоголя внесли как рост доходов, так и популяризация западной культуры, а также маркетинг алкогольных компаний, отмечают эксперты. К примеру, в Индии алкоголь стал все чаще появляться на экранах телевизоров, причем не только в рекламных роликах, но и в фильмах и сериалах.

«Среди молодежи считается круто публиковать в Instagram фото с выпивкой в баре», — рассказывает Вортам Машангва, 29‑летний преподаватель английского языка из города Импхал, столицы штата Манипур на северо-востоке Индии.

Индийский бар. Доля пьющих среди индийских мужчин составляет около 40% (Фото: Robert Niessen via Flickr)
Индийский бар. Доля пьющих среди индийских мужчин составляет около 40% / Фото: Robert Niessen via Flickr

По его мнению, юные земляки видят в выпивке признак мужественности. К слову, доля пьющих среди индийских мужчин составляет около 40%, тогда как среди женщин — вдвое меньше, подтверждает исследование, в котором принимал участие Рем. Правда, терпимость индийцев к идее употребления алкоголя женщинами постепенно растет.

Су Ченгуан, 30‑летний помощник аудитора из городского округа Хух-Хото на севере Ченгуан не прочь пригубить разные напитки: байцзю, пиво, вино, водку, ром, виски, джин и коктейли.

«Пить у нас считается модным и крутым, — признает китаец. — В рекламе алкоголя по телевизору мы обычно видим успешного мужчину с гордой улыбкой, который будто говорит: алкоголь создан для богатых и успешных людей».

По словам Ченгуана, в последнее время в китайских супермаркетах ассортимент алкогольных напитков серьезно расширился. На полках появился самый разный импортный алкоголь, в том числе люксовых брендов.

«Правда, не все привыкли к его странному вкусу, и к тому же он слишком дорогой», — добавляет он.

Другим напиткам китайцы по‑прежнему предпочитают байцзю — местный аналог водки крепостью от 40 до 60 градусов, констатируют исследователи Euromonitor International. Причем популярность этого напитка в 1,4‑миллиардном Китае позволяет ему претендовать на статус самого потребляемого в мире.

Соотечественница Ченгуана Лю любит раз в неделю выпить немного пива или красного вина, когда встречается с друзьями, — так она рассказывает НВ.

В Китае мужчины и женщины имеют разные привычки в отношении выпивки, замечает Иона Милвуд, старший эпидемиолог из Окс­фордского университета, которая вместе с коллегами на протяжении 10 лет исследовала употребление алкоголя в Поднебесной.

«Как правило, китайские женщины пьют очень мало», — подчеркивает она.

Читайте полный текст материала в свежем номере журнала НВ — № 21 от 13 июня 2019 года

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X