Здоровый подход. Как работать без стрессов

12 февраля 2020, 08:40

Бороться с выгоранием должны как организации, так и сами сотрудники

Как у вас продвигается выполнение новогодних обещаний? К середине февраля многие успели вернуться к старым привычкам — так что если вы забросили свежеприобретенный абонемент в спортзал, знайте, что вы не одиноки. И если 2020 год уже стал для вас источником стресса, вы, опять же, в хорошей компании.

Видео дня

Стресс и эмоциональное выгорание — обычное явление среди современных работников. В нынешней трудовой культуре восхваляется присутствие на рабочем месте в ущерб своему здоровью, и многие не выдерживают такой нагрузки. Почему это происходит и можно ли это предотвратить?

Культура презентеизма, то есть систематических переработок, приводит к более частому выгоранию. Это противоположность абсентеизма: люди приходят на работу даже когда больны, а порой и трудятся сверхурочно, несмотря на плохое самочувствие. Такая практика более распространена, чем мы думаем, при этом те, кто хотели бы выступить против подобного подхода, не решаются это сделать, поскольку видят, что все остальные ведут себя так же.

Подчиненные копируют поведение руководства

При этом люди, приходящие в офис во время болезни или задерживающиеся сверх установленного времени, зачастую работают не в полную силу. Исследования показывают, что такое поведение приводит к снижению производительности.

Исследование, проведенное в Нидерландах среди представителей различных профессий, показало, что презентеизм может на первый взгляд показаться выгодным для компаний — поскольку сотрудники реже отсутствуют на рабочих местах. Но в долгосрочной перспективе презентеизм приводит к более частым больничным и прогулам.

Другие исследования показали, что презентеизм может снизить производительность труда как минимум на треть и обходится работодателю дороже, чем его зеркальный близнец, абсентеизм. Кроме того, он вредит здоровью работников.

Всемирная организация здравоохранения официально классифицирует выгорание как «профессиональный синдром». Согласно определению ВОЗ, это «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен». И для него характерны ощущение мотивационного и физического истощения, чувство негативизма или цинизма по отношению к профессиональным обязанностям и снижение работоспособности.

Что делать на работе

Ответственность за борьбу с выгоранием лежит как на организациях, так и на самих сотрудниках. Если для вас важно улучшение вашего самочувствия, здоровый подход к работе играет в этом решающую роль — как с физической, так и психологической точки зрения.

При этом лидеры должны служить образцом для подражания. Существует так называемый эффект просачивания, когда подчиненные копируют поведение руководства. И если руководители начнут делать перерыв на обед, выходить на прогулку в середине дня и уходить с работы в разумное время, это станет хорошим примером для всей команды.

Если вы — менеджер, и все чаще наблюдаете проявления презентеизма в коллективе, начните решительную борьбу с ним. Пусть в офисе появятся свежие фрукты, поощряйте прогулки на свежем воздухе и напоминайте сотрудникам, чтобы уходили домой вовремя. Это лишь некоторые из тех простых изменений, которые помогут создать более здоровую и благоприятную рабочую обстановку. Если есть возможность, пригласите wellness-консультантов провести семинар для вас и вашей команды.

Что делать дома

Если вы — наемный работник, не стоит полагать, что о вашем благополучии на работе должен заботиться исключительно босс. Есть то, что вы должны сделать сами. И не стыдитесь вернуться к новогодним обещаниям, которые вы дали себе в январе.

Вот несколько советов, которые помогут снизить уровень стресса и вероятность выгорания:

Сформулируйте главную задачу. Запишите, что именно вы хотели бы осуществить в этом году. Вы стремитесь сменить работу или получить повышение? Или вы хотели бы уделять больше внимания личной жизни? Как только вы определитесь со своими желаниями, вы сможете начать понемногу работать над их реализацией.

Установите несколько целей. Четко сформулировав, чего вы хотите добиться, поставьте перед собой ежемесячные цели. Двигайтесь в том темпе, который вам подходит. Достижение небольших целей будет стимулировать выбросы дофамина — это усилит чувство выполненного долга и мотивацию.

Высыпайтесь. Сделав полноценный отдых одним из приоритетов и улучшив гигиену сна, вы укрепите свою иммунную систему. Заведя привычку откладывать в сторону смартфон и другие электронные устройства за час-два до сна, вы также повысите качество своего ночного отдыха.

Увеличьте физическую активность. Если у вас сидячая работа, чаще вставайте с места и выходите на улицу. Перерыв на обед поможет обрести ясность ума, необходимую для продуктивной работы и выполнения более сложных задач. Вы также избежите послеполуденного спада активности.

Помогайте окружающим. Исследования показывают, что оказание поддержки другим людям и положительная обратная связь, получаемая от коллег, способны снизить уровень стресса и влияние, которое стресс оказывает на психическое здоровье.

Снижение уровня стресса на работе и смягчение его влияния на вас потребует одновременно и физических, и умственных усилий. И это обязанность каждого.

Перевод НВ

НВ обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на The Conversation

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X