Ваш ребенок кусается? Это можно объяснить

19 сентября 2019, 20:43

Взрослым важно быть бережными и внимательными, чтобы помочь ребенку научиться отстаивать свою территорию корректным способом

Одна из тем адаптации к садику (реже — к школе) — кусание. Тема, судя по количеству вопросов, горячая. Причин, почему ребенок может кусаться — множество. Перечислю основные.

Видео дня

Конечно, неприятно, когда воспитатель в садике рассказывает о том, что наш ребенок кого-то укусил. Конечно, страшно, когда мы видим укус у своего собственного ребенка. Кусание — не норма. Но у него есть вполне объяснимые причины. Важно помнить, что иногда кусаются замечательные дети и у самых любящих и интеллигентных родителей.

— Если в группе (в семье) есть дети, у которых речь хорошо развита и детки, которые только осваивают речевые навыки, старший (или более «говорящий» ребенок) оказывает «вербальное» давление, а младший или тот, кто в более слабой позиции, пытается уравновесить ситуацию тем же «каналом», буквально — «ртом». В ответ на грубость, давление, если ребенок не может объяснить свои мысли и потребности, если не может справиться с эмоциями — он кусает того, кому не смог противостоять.

Важно исследовать причины напряжения

Нам важно: разобраться, в чем было давление «пострадавшего», что спровоцировало напряжение. Кусающему ребенку, пытаясь распознать его потребность, мы говорим: «Ты хотел сказать о том, что?.. Возможно, ты разозлился, потому что… и укусил?.. Кусаться и делать больно никому и никогда нельзя. Давай мы помажем, погладим руку, плечо и т. д. Ему больно. И скажем, что… (тут важно произнести фразу, которая соответствует почувствованной, угаданной или вычисленной потребности ребенка)».

— Ребенок кусает, вызывая на контакт. В некоторых семьях покусывание друг друга — это проявление нежности. Родители от избытка чувств покусывают нежно ребенка. Маленький ребенок не способен проконтролировать силу своего воздействия — и может от восторга, нежности сильно укусить своего друга или подругу.

Нам важно: помнить, что каждое наше действие закрепляется у ребенка как норма поведения. Если мы понимаем, что это не проявление агрессии — предлагаем ребенку способ по-другому выразить чувства. Если для конкретного ребенка это телесный способ, приучаем его сначала задавать вопрос: можно ли тебя обнять, поцеловать, взять за руку и так далее. К этому ребенку сами стараемся чаще прикоснуться.

— Ребенок защищает территорию. Малыши, как и маленькие звереныши, используют оборонительное поведение: скалят зубы, рычат, отстаивают свою территорию.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Нам важно: обозначить и вновь и вновь повторять правила — мы не деремся, не кусаемся, никому не причиняем вреда, не делаем больно, чужое без спросу не берем. Мы имеем право себя защищать, говорить о том, что нам неприятно, просить о помощи, если сами не можем справиться. Учимся говорить о том, чего хотим. Ребенок может кусаться, если не имеет другого способа защитить свои границы. Взрослым важно быть бережными и внимательными, чтобы помочь ему научиться отстаивать свою территорию корректным способом.

— Ребенок кусается от перенапряжения и перевозбуждения.

Нам важно: помнить, что с перевозбуждением ребенок справляется, как может — кто-то плачет, кто-то бегает, кто-то кричит, кто-то дерется, кто-то кусается. Нам важна внимательность, чтобы вовремя поиграть с детками в «стучалки зубами, как от холода», похлопать в ладоши, потопать, подержать ручки под водой, выпить воды, поиграть в игры с попеременным напряжением и расслаблением мышц, потанцевать и так далее.

— Ребенок кусается на всякий случай. Если ребенку не ощущает себя в безопасности, он находится в состоянии постоянной готовности реагировать на реальную или воображаемую угрозу. Он постоянно находится в оборонительной позиции.

Нам важно: в первую очередь, создать для ребенка безопасную среду. Для некоторых детей в садике слишком громко, активно, многолюдно, нет возможности уединиться, душно, страшно попроситься в туалет.

— Эмоциональные реакции ребенка часто «нелинейны». Ребенка мог обидеть старший или младший брат или сестра, мог наказать родитель — при этом свое напряжение ребенок может «вернуть» случайному человеку, который будет находиться в более слабой позиции.

Нам важно: помнить. После 4 лет ребенок точно знает, что кусаться — это, как минимум, плохо. Мы помним, что в этом возрасте контроля над импульсами еще нет. Но если такие проявления часты, нам важно исследовать причины напряжения ребенка.

Если мы замечаем, что челюсти ребенка сжаты — даем ему грызть яблоки, сухари, наблюдаем за тем, насколько вообще он может расслабить мышцы, позволяет ли он себе проявлять эмоции.

У меня в практике было несколько деток, которые кусались, чтоб их родителей вызвали в садик и их скорее забрали домой.

У агрессии могут быть «органические причины» — если поведение ребенка не корректируется, важно обратиться к специалисту.

Для профилактики — превращаем ребенка (и себя) в любого животного, весело лаем друг на друга, рычим, мяукаем, скалим зубы. А потом превращаемся в людей — завершаем любую игру всегда из роли человека.

Играем в игры, в которых ребенок мог бы обучаться контролю, например, «злая и добрая рука» («злая» рука готова ударить, напряжена, «добрая» — готова погладить, расслаблена). Превращаем ребенка в льдинку (он напрягает мышцы), а затем пригреваем солнышком, и льдинка тает.

Непродуктивно и нельзя: бить ребенка в ответ на кусание, кусать в ответ, закрывать ему рот, кричать.

Добрых и безопасных взрослений всем.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X