Пророк, Дипан и Братья Систерс. Почему стоит посмотреть фильмы Жака Одиара

26 февраля 2019, 19:53

Все герои такие убедительные в своей порочности, что невозможно оторваться от еще одной киноистории

Один из моих самых любимых французских режиссеров – Одиар.

Сейчас ему 66, и, надеюсь, он еще снимет две-три интересные истории для таких, как я.

Серебряных львов, Золотых пальмовых ветвей и еще кучи наград у режиссера хватает, поэтому, думаю, доказывать что-то зрителям или критикам у него уже особого желания нет – и есть смысл снимать в свое удовольствие. Хотя, пожалуй, Одиар всю жизнь так и делал.

Видео дня

Хочу вспомнить три его работы, которые на меня произвели впечатление.

В лентах Пророк и Дипан разворачиваются истории «чужих среди своих»: араб – в сообществе корсиканцев, ланкийский тамилец – во Франции. Режиссер показывает нам человека в состоянии «белой вороны». Мы видим, как герой стремится быстрее замаскироваться под большинство, и в то же время, где, как в состоянии «белой вороны», проявляется человеческая сущность?

Если к упомянутым фильмам добавить прошлогоднюю ленту Братья Систерс, то несложно во всех трех картинах увидеть общую черту – главных героев-убийц: наемников в Америке XIX века, повстанцев или обычных заключенных. Чтобы максимально обнажить пероснажа, режиссер ставит его в неловкое положение: убей, а зрители пусть посмотрят, кто ты на самом деле.

Пророк смотришь с первой до последней секунды, не отрываясь. Хотя история проста, если не сказать примитивна. Избитая донельзя в криминальных сериалах – о том, как простой парень становится криминальным авторитетом. Что, Одиар использует какие-то особые приемчики, предлагает хитроумные сюжетные повороты? Нет. Он просто рассказывает. Как бы говорит зрителю: слушай, можешь смотреть, можешь – нет, дело твое, но эта история происходила именно так, и я сейчас все расскажу тебе. И ты поверишь.

При просмотре Пророка задаешь себе вопрос: а что любит главный герой? Кого? Ему приятно мочить ноги в море, смотреть видео, держать на руках сына своего друга. Но любви не видно. Это такие правила безопасности. За буйки не заплывать, если не хочешь утонуть. В мире, где живет герой, любые привязанности, любви – это только крючки, за которые тут же потянут конкуренты и враги. Чтобы быть неуязвимым, ничто серьезное не должно держать тебя в этом мире. Деньги, наркотики, оружие – даже если потеряешь, все это можно заново приобрести. Но если есть любовь – значит есть, что терять. А молодого волка ничто не должно держать на месте. Его ноги кормят.

Каждый грешник имеет право на счастливую жизнь

В фильме Дипан тоже ничего нового. Такие же герои, которые нарушили закон своей страны. Но эмигранты не дадут соврать: ты меняешь место жизни, но вряд ли – себя. Проходит время, и понимаешь, что перевез с собой и свои страхи, и греховные желания. От себя сложно скрыться.

Двум взрослым персонажам режиссер в помощь дает маленькую девочку, которая случайно оказалась с ними. Это шанс. Полюбить, услышать другое. Простить другого. И всегда есть соблазн сделать привычное, сделать как раньше – пойти на поводу у своих слабостей. Чтобы потом снова сменить страну, но только не себя.

И тут же у Бога может лопнуть терпение. Но в фильме Бог – это режиссер. И Одиар дарит героям райской жизни в финале, как награду за муки.

В фильме Братья Систерс, как и в двух вышеназванных работах, сюжет не важен. Гонятся за героем, или он за кем-то. Это опять подглядывание за жизнью преступника. Причем мы заранее знаем о его реакции, желаниях. Но все они такие убедительные в своей порочности, что не можешь оторваться от еще одной киноистории. Главным героям в Братьях Систерс режиссер тоже заготовил прекрасный мягкий финал – семейная идиллия после десятков трупов, как маленькая награда тем, кто выжил.

Братья – обычные убийцы. Но что-то в них подкупает, и ты переживаешь за них. Одиар знает, что делает. Грешнику достаточно иногда вслух мечтать завязать с кровавым ремеслом, и мы уже любим его. Ничего нового. Помните, как сказано: «Истинно говорю вам, на небе будет больше радости от одного раскаявшегося грешника, чем от девяноста девяти праведников».

Сначала можно подумать, что с упоминавшейся тройки фильмов Братья Систерс явно выпадают: происходит все не во Франции, главных героев двое, и век явно не тот. Но если отбросить эти условные для кино пункты, то сюжет спокойно можно перенести в настоящее и представить двух киллеров, которые слоняются по Франции в надежде отыскать некоего парня-ботана, который что-то задолжал корсиканской мафии. Я даже знаю, во что бы эти братья были одеты – джинсы, кроссовки, куртки-кожанки. Только пистолеты другие. Возможно даже автоматы. Слушают рэп. Ночуют в хостелах. Не уважают барменов и социал-демократов. А в остальном это будут те же братья Систерс.

Одиар всегда предлагает хороший финал. Мнение режиссера однозначно – каждый грешник имеет право на счастливую жизнь. Мы можем с этим не соглашаться, но в фильме радуемся, когда видим, как герой, достаточно помыкавшись, возвращается в тихую семейную гавань.

И да, есть извечный вопрос. Почему мы никогда не хотели иметь соседа-убийцу, а в фильме очень часто сочувствуем таким персонажам?

Видеообзор

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу   Мнения Нового Времени

Больше блогов   здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X