От Примаченко до Забужко, или Украинки в искусстве

9 мая 2017, 19:37
Цей матеріал також доступний українською
Несмотря на то, что женщины были и есть важной частью искусства, большинство из них остались незамеченными. Украинки – не исключение

Материал подготовлен в соавторстве с искусствоведом и исследовательницей Екатериной Блудовой для проекта #ОНА в галерее parfum buro в рамках Французской весны

Исследование роли женщины в истории мировой культуры – это рассказ об отстаивании права быть включенным в мировой художественный процесс.
Видео дня

Мы хотели бы показать контекст, в котором творили женщины разных эпох, а также выделить персоналии украинских авторов, которые значимы для мировой культуры и искусства.

В конце XIX–начале XX века украинская культура знакомится с прогрессивными европейскими тенденциями и характеризуется необычайным оживлением. Однако художественная и критическая мысль продолжает жить в режиме доминантного мужского взгляда, которому противостояло общеевропейское феминистическое движение. Его влияние отразилось и на украинской женской общине.

Леся Украинка

Особое внимание Леся Украинка уделяла исследованию образа волевой женщины и ее внутреннего мира в условиях доминирования патриархальной традиции. Она считала, что не может быть независимой Украины без независимой личности.

С изучением фигуры Леси Украинки на разных этапах развития украинского общества связано немало спекуляций. Так образ Украинки-подростка, тяжело больного туберкулезом и едва способного выйти за пределы комнаты, не совсем соответствует действительности. Необходимость постоянного лечения заставляла писательницу часто путешествовать. Это повлияло на ее взгляды и дало возможность установить контакты с мировыми литературными и общественными деятелями, а также совместить новейшие художественные тенденции Западной Европы с лучшими достижениями национальной культуры.

Готовясь к написанию первой в истории украинской литературы психологической драмы «Голубая роза», Леся Украинка гостила у Александра Драгоманова в Польше, чтобы понаблюдать за пациентками психиатрической клиники и исследовать женские истерики. Украинка настолько углубилась в свое исследование, что письма ее стали едва понятными: «Коли ти подумаєш по сих листах, що у мене в голові «не всі дома», то нема нічого дивного, бо я тільки недавно вернулась із «сумасшедшего дома», куди їздила в гості до дяді Саші, писати».

Леся Українка та Ольга Кобилянська
Леся Українка та Ольга Кобилянська Фото:

Ольга Кобылянская

Народническая литературная этика накладывала ограничения на творчество писательницы. Однако, феминистический дискурс в творчестве Кобылянской от произведения к произведению очерчивает образ новой украинской женщины с ее ценностями, проблемами самореализации, личным опытом и новым местом в семье и быту. Восхищаясь работами Ницше, Кобылянская создает своих героинь самодостаточными и волевыми интелектуалками.

Леся Украинка в критической статье Малорусские писатели на Буковине придала особого значения феминистическим идеям в творчестве Кобылянской: «В то время, когда создавался роман «Царівна», госпожа Кобылянская была очень увлечена идеей женского движения, находясь под сильным влиянием феминистки г-жи Кобринской. Впоследствии она значительно охладела к феминизму, быть может, потому, что он стал для нее «пережитым моментом», а самая идея женской равноправности представилась не требующей теоретических доказательств».

Наивное искусство

Произведения наивного искусства – важный феномен эпохи модерна. Художники-модернисты увлекались подобными образами и средствами выразительности.

Культурное «открытие» фольклора в Украине конца XIX века становится одним из важных шагов модернизации в условиях безгосударственности. Хотя советская власть использовала работы наивных художниц для создания образов «социалистического по содержанию и национального по форме» оптимистического искусства, они имели личное творческое направление.

Художественная практика таких украинских мастериц как Татьяна Пата, Надежда Белоконь, Екатерина или же Анна Собачко-Шостак не вписывается в «украинское крестьянское искусство» и выходит за рамки представлений о «наивном искусстве». Ведь визуальная речь этих художниц развивается, они становятся авторами собственных художественных систем.

Исследовательница украинского искусства Галина Скляренко подчеркивает, что культурное «открытие» и осознание художественного значения фольклора в Украине конца XIX века становится одним из важных шагов модернизации. Произведения наивных художников входят в музейные сборники и каталоги выставок как важный феномен эпохи модерна.

Мария Примаченко

Работы художницы Марии Примаченко известны во всем мире, однако всю жизнь она провела в украинском селе Болотня, лишь несколько раз посетив Киев.

Творчество Марии условно разделяют на две линии: подражание народной картинке и фантастические изображения зверей. Для первой характерно следование канону, что использовался советскими властями для идеологической канонизации народного искусства. Второе направление подчеркивает авторскую свободу художницы – ее зооморфные образы выходили за традицию народной изобразительности: она сочетает динамичность и статичность, комбинирует формы и визуальные ритмы. Ее зооморфные сюжеты – это фантастические иллюстрации к книге современности.

"Весілля"
"Весілля" Фото:

Катерина Билокур

Не имея академического образования, художница Екатерина Белокур из села Богдановка (Полтавская область) изобретает собственную художественную манеру в процессе экспериментирования. Несмотря на неудачи, борется за право рисовать. После первой персональной выставки в 1940 году художница получает признание, у нее появляются ученики, ее работы покупает Музей украинского народного декоративного искусства. В 1954 году ее работы показывают на Международной выставке в Париже, где Пабло Пикассо произносит фразу: «Если бы мы имели художницу такого уровня мастерства, то заставили бы заговорить о ней целый мир!»

Фото: Еспресо.TV
Фото: Еспресо.TV Фото:

Художницы-модернистки на рубеже веков

Приобретая поликультурный опыт, воплощая идеи авангарда в Украине и за рубежом, украинские художницы интегрировали в свои художественные практики мотивы национальной культуры. Для их образности свойственна декоративность и синтез искусств. Художественное наследие художниц выявляет многообразие сфер их работы, графика, скульптура, сценографика, дизайн, а также разнообразные стилевые направления: авангард, экспрессия Парижской школы, абстрактное искусство.

Соня Делоне

Главным акцентом практики Сары Штерн, уроженки Одессы, которая в будущем получила имя Сони Делоне, стало раскрытие потенциала чистого цвета, самодостаточности языка, которая апеллирует лишь к нему.

В 1921 году Делоне быстро интегрировалась в движение Дада. Рисунки и декорации Сони отвечали запросам дадаистов на освобождение картины от статичности, а ее желание переживать свое искусство во всех аспектах собственной жизни было созвучно принципам Дада. Также дадаистов вдохновляло стремление Делоне преодолеть разницу между дизайном и искусством, ведь это резонировало с их установкой передачи витальности современной жизни.

Джерело: mylitta.ru
Джерело: mylitta.ru Фото:

Александра Экстер

Александра Экстер сумела выйти за пределы плоскости картины и организовать взаимодействие форм и пространства, в котором находится художник. Во Франции Экстер исследовала идеи кубофутуризма и распространяла их в Украине.

Как сценографка Экстер достигла высокого уровня во время работы с динамической средой кино. В 20-х годах она исследует свойства прозрачность и отражение, продолжая воплощать свои идеи в современных танцах и балете. В 1925 году художница придумывает наряды, предусматривающие роспись обнаженного тела – так называемые епидермичные костюмы.

Даже дистанциировавшись от Украины, Экстер удалось синтезировать народное искусство и профессиональною изобразительную практику.

Олександра Екстер, "Три жіночі фігури
Олександра Екстер, "Три жіночі фігури Фото:

Мария Башкирцева

Карьера Марии Башкирцевой началась в 1877 году, когда она переехала в Париж. Год за годом она завоевывала славу и признание. В своих реалистичных картинах Мария документировала свое окружение и современников. Еще когда ей было 19 лет, преподаватели удивлялись, как в таком юном возрасте Башкирцевой уже удалось стать настолько профессиональной художницей.

Мария знала несколько иностранных языков, с 13-летнего возраста сама составляла для себя программу обучения, а в 14 читала в оригинале Платона и Аристотеля. Славу ей принес дневник, который она писала с 15 лет – в нем она была поразительно откровенной.

Мария Башкирцева стала одной из первых женщин-художниц, чьи картины попали в Лувр.

Дощова парасолька
Дощова парасолька Фото:

Шестидесятници-диссидентки

В 50-е годы формируется новая генерация художниц и художников, которые прибегают к подпольным экспериментам с формой и словом, разрабатывая собственную систему кодов, создавая модель идеального мира. В противостоянии реальности женщины и мужчины образовали нонконформистское движение «шіестидесятников», которые были катализатором национальных традиций.

Алла Горская

Алла Горская была членом Клуба творческой молодежи, организовывала литературно-художественные вечера и праздники. В 1964 году в соавторстве с единомышленниками создала в красном корпусе Киевского университета витраж «Шевченко. Мать», который был уничтожен по указанию партийного руководства как идейно враждебный.

Художницу часто вызывали в КГБ на допросы, однако она продолжала участвовать в правозащитном движении. В 1968 году поставила свою подпись под письмом-протестом 139 деятелей науки и культуры к тогдашним руководителям СССР в связи с закрытыми судами над диссидентами.

В 1970 году Аллу Горскую убили. Ее похороны на Берковецком кладбище в Киеве превратились в митинг протеста против коммунистического режима в Украине.

Татьяна Яблонская

Художница, которая в условиях социалистического реализма интегрировала в свое творчество народные традиции, а также актуальные течения мирового и украинского искусства. Яблонская бессознательно обращалась к импрессионистичности красок, которые преобладали над социалистической установкой «передать правду жизни». Официальное признание пришло к ней с созданием тематической работы «Хлеб» (1949).

Однако после произведения «Жизнь продолжается» (1971) Яблонскую снимают с должности председателя Союза художников Украины, но ее творчество всегда продолжало развиваться, живопись оставалась яркой, а темы – продуманными и подчеркнутыми стремительным мазком.


"Життя триває"

"Життя триває" Фото:

Позднесоветская и постсоветская эпоха. Современность

В период конца 80-х - начала 90-х годов формируется новая независимая от государства художественная система, авторы которой начинают работать с темами самоидентификации и переосмыслением художественной традиции. Под влиянием международных художественных практик на украинских просторах появляются акции в публичном пространстве, художественные группировки, которые граничат с активизмом. Начинает формироваться поле женского украинского искусства, которое работает над созданием собственного языка, что даст возможность высказываться вне рамок патриархальной риторики.

Украинское общество конца XX века находилось в атмосфере предчувствия глобальных сдвигов. На смену оттепели 60-х и застоя 70-х приходят годы перестройки, которая пустила первые ростки демократии. Дух свободы меняет мировоззрение молодых художников и художниц. Начинают появляться постмодернистские произведения, связанные с предчувствиями геополитической катастрофы и тотальных изменений социальной жизни.

Одним из ярких примеров этого предчувствия есть, например, символичное произведение Валерии Трубиной «Котик раненый идет, ушко песика грызет», которое можно интерпретировать как знаковую метафору жизни начала 90-х годов, а также один из важных витков гендерной истории, ведь параллельно с приближением, а затем и наступлением, долгожданной независимости актуализируется вопрос женской эмансипации и начинает развиваться феминистический дискурс.


"Котик поранений іде, вушко песика гризе"
"Котик поранений іде, вушко песика гризе" Фото:

В начале 1990-х годов проблема гендерных исследований начинает актуализироваться рядом литературоведов: Соломией Павлычко, Верой Агеевой, Нилой Зборовской, Татьяной Гундоровой и писательницей Оксаной Забужко. Павлычко впервые интерпретировала тексты Леси Украинки и Ольги Кобылянской как феминистические, а также показала, что они были первыми представительницами модернизма в украинской литературе. Темы, поднятые Павлычко, развивались ее коллегами: Гундорова сделала детальное исследование творчества Ольги Кобылянской, а Агеева рассматривала творчество Леси Украинки, опираясь на феминистский анализ текста.

Проблема отсутствия голоса

Женский вопрос все еще оставался открытым, а голос женщины в 1990-х годах все еще было еле слышно. Для примера можно вспомнить работу Марины Скугаревой «Обнаженная с попугаем». На ней изображен загадочный силуэт женщины, рядом с которым, на переднем плане, присутствует изображением попугая, что является символом слепого повторения чужой речи.

Проблему отсутствия голоса и воли поднимает и Оксана Чепелик в своем фильме «Хроники от Фортинбраса» (2001), в основу которого положен одноименный сборник философской эссеистики Оксаны Забужко. В ней писатель выводит образ Украины, изнасилованой чужаками. Художница поднимает тему пассивности и ограниченности женщины в украинском обществе.

За несколько лет в своем перфомансе «Суженый мой, ряженый, возникни мне в зеркале» (2006), Алевтина Кахидзе исследует пассивность женской судьбы, апеллируя к древней традиции украинских женщин гадать, чтобы увидеть образ своего жениха.

Ограниченность и невидимость

Алина Копица в работе «Колодки» (2011) актуализирует проблемы опасности и ограниченности. Проект представляет собой объект для пыток, который обездвиживает голову и руки человека. Но художница превращает его в гламурный аксессуар, украшенный цветами в технике декупажа. Этот метод очень популярен среди домохозяек, поэтому художница намекает на украшении и отделке ними «прутьев своей золотой клетки».

Отчасти, к образу женщины-домохозяйки обращается также Анна Звягинцева в работе «Фрагмент» (2013). Это своеобразный памятник непризнанного, домашнего труда, который почти лишен видимости и признания.

Марина Скугарева в серии работ «Хорошие домохозяйки» (2009) пытается придать этому образу сексуальности и романтики.


Марина Скугарєва. Фото Олени Іллєнко
Марина Скугарєва. Фото Олени Іллєнко Фото:

Сейчас женская тема развивается чрезвычайно активно, а число художниц и культурных деятельниц растет.

Феминистической проблематикой в культуре занимаются многочисленные исследовательницы, такие как Оксана Кись, Тамара Злобина, Оксана Брюховецкая, Надежда Парфан, Татьяна Журженко и другие. Женщины получат больше прав и средств самовыражения.

Не последней, хоть и печальной причиной для этого стала война на Востоке Украины, в которой женщины задействованы в новой для себя роли — женщины-воина. Если раньше женские произведения искусства были лишь констатацией гендерной проблематики, сейчас наблюдается положительная тенденция в попытке решения и «отвоевывания», изменения положения женщины в обществе на лучшее.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X