Какие развлечения популярны среди украинцев: концерты, кино, театр

22 июня 2017, 16:37

Почему в Украине растет популярность театра, каких артистов предпочитает наш зритель, украинских или зарубежных, и почему кино остается вне конкуренции?

Заполучить внимание потребителя на рынке развлечений мечтают многие – промоутеры, продюсерские центры, владельцы концертных и театральных залов, открытых площадок, галерей, кинотеатров. У кого-то это получается лучше, другие - только мечтают вырваться в лидеры.

Видео дня

Исследования рынка, основанные на данных компании karabas.com, позволяют говорить о том, что в 2017 году наиболее востребованными в индустрии развлечений являются четыре категории: концерты, кино, театры и фестивали. Доля этих категорий распределилась так: лидер индустрии - концертная сфера (49%), далее следует кино (23%), театры (17%), фестивали (8%) и незначительная доля приходится на остальные активности (3%).

Концертное лето - иностранные артисты возвращаются

С одной стороны, объем концертного рынка в нынешнем году остался на уровне 2016-го, с другой – индустрия продолжила восстановление. В 2017 году концертные промоутеры вернулись на прежний уровень, вновь начав инвестировать в «дорогостоящие привозы». Результат - заметное увеличение качественных концертов, таких как LP, Alt-J, Foals и др.

Эти концерты стали возможны, в том числе, и потому, что посетители постепенно приняли тот факт, что вместе с курсом доллара выросла и цена билета в гривневом эквиваленте. Спрос на хорошие мероприятия высок и люди готовы за них платить. Это стимулирует организаторов планировать и реализовывать новые проекты.

Кино – один из самых популярных видов досуга

Сразу же стоит отметить, что кино в этом рейтинге – самый сильный конкурент музыке. Объяснить это можно двумя факторами: доступной ценой билета и регулярностью сеансов. Такую частоту не может обеспечить ни одно другое направление, соответственно, кино было и остается одним из самых популярных развлечений украинцев. Объем рынка кино уступает концертному только за счет цены на билет.

Театральный бум

Третьим по популярности увлечением украинцев является театр. Вот уже не первый год на многие постановки билеты расходятся за месяц до премьеры. Этому есть объяснение. Во-первых, это развлечение является одним из самых доступных после кинематографа. Во-вторых, большую роль в росте интереса зрителей к театру сегодня играет интернет. Многие спектакли активно обсуждаются в соцсетях, часто вызывают полемику и тем самым привлекают дополнительный интерес. Но есть еще несколько факторов, которые также оказали свое влияние на столь заметный рост.

Один из главных – привлечение аудитории с помощью хорошего актерского состава и музыкантов, что часто использует классический театр. Так, например, при постановке спектакля «Лісова пісня», визитной карточки Театра им. Леся Курбаса, используются оригинальные аранжировки песен Полесья и Гуцульщины, которые специально для спектакля создала композитор и фольклорист Марьяна Садовская. В постановке их исполняют известные фолк-группы Украины «Древо» и «Божичи».

Билеты на многие театральные постановки расходятся за месяц до премьеры

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Еще один фактор, влияющий на рост интереса украинцев к театру – появление альтернативной театральной сцены. В 2016 году Украина пережила бум независимых театров. Частные коллективы с актуальными постановками появились почти в каждом городе. Самые громкие из них - Театр Переселенца немецкого режиссера Георга Жено и украинского драматурга Натальи Ворожбит, PostPlay и «Дикий театр». Последний, менее чем за год выпустил более пяти спектаклей, которые объединены острыми дискуссионными темами. Роли в них исполняют лучшие украинские актеры из Молодого театра, Театра им. Франко, Театра на Левом берегу и львовского Театра Курбаса. Привлекает зрителей и выбор нестандартных площадок для презентации постановок, которые часто используют независимые театры. Например, премьера постановки «Афродизиак» происходила не на стандартной театральной сцене, а в Национальном цирке.

Кроме того, продолжают пользоваться успехом у публики и театрализованные хореографические постановки, такие как Театр Раду Поклитару «Киев Модерн-Балет» и The Great Gatsby. Все перечисленное в сумме дает нам картинку, которую мы видим в динамике.

В 2017 году категория «театр» выросла в два раза, что мы объясняем, в том числе, и доступной ценовой политикой. Стабильность театр обеспечивается низкой зависимостью от валютных скачков, в отличии от концертного бизнеса.

Большие фестивали продолжаются

Фестивальный бум, всколыхнувший Украину в 2016, продолжается и в 2017-м. Молодые украинские фестивали не только пережили прошлый сезон, но и значительно расширили лайнап в этом году.

Развитию «фестивальной» категории способствует рост конкуренции среди участников рынка. Чтобы собрать на своем мероприятии посетителей, организаторы фестивалей вынуждены отвоевывать целевую аудиторию у конкурентов. Все большее организаторов делают ставку на уникальный музыкальный лайнап: The Prodigi и Kasabian на Atlas Weekend, Guano Apes и Poets of the Fall на «Файному місті», Editors на «Західфест», Asian Dub Foundation на Koktebel Jazz Festival и другие.

Что дальше?

Прогнозировать динамику, по которой продолжит развиваться рынок развлекательной индустрии достаточно сложно, но есть некоторые тенденции, о которых можно говорить с уверенностью. В частности, в 2017-2018-м продолжится череда гастролей нишевых западных артистов. Опыт последних полутора лет показывает рост интереса публики к модной в определенных кругах музыке. Именно это позволяет обеспечивать сборы на концертах таких артистов как Alt-j, IAMX, Foals, Бенджамин Клементайн и других представителей инди-сцены.

Успешным примером является и концерт LP – это востребованный именно сейчас артист. Точное попадание в интересы и ожидания целевой аудитории, как следствие – солдаут за три недели до выступления певицы. Если организаторы продолжат детально анализировать рынок и грамотно подходить к выбору артистов, успешные сборы будут обеспечены.

Что касается концертов украинских артистов, то повышенный интерес к ним, возникший после Революции достоинства, постепенно начинает угасать. За 2015-2016 украинцы посетили огромное количество концертов украинских музыкантов и прослушали все их альбомы. Во-первых, должно пройти какое-то время, чтобы артисты смогли создать и предложить слушателям что-то новое. Во-вторых, украинцы успели соскучиться по концертам именно иностранных артистов, что опять-таки должно немного снизить сборы отечественных музыкантов и сыграть на руку промоутерам, планирующим гастроли мировых звезд.

Нашим артистам нужно очень внимательно отнестись к качеству нового материала и грамотно планировать свою гастрольную деятельность по всей Украине, не забывая о маленьких городах.

Что же касается фестивальной динамики, то это, пожалуй, самая затратная и самая уязвимая сфера рынка: высокие финансовые затраты на проведение и невозможность, при низкой покупательной способности населения, покрыть их сборами с билетов. Кроме того, сильно сократились спонсорские возможности коммерческих брендов. Также усложняет ситуацию высокая конкуренция на данном рынке: фестивалей много, а спрос достаточно ограничен. Чаще всего зритель выбирает для себя только один фестиваль, который он может посетить в сезоне. Соответственно, таким масштабным активностям необходима глобальная поддержка. В данном случае, скорее всего, ее нужно искать у государства. Отличный пример реализации долгосрочного (25 лет) и взаимовыгодного сотрудничества – фестиваль Sziget, поддерживаемый правительством Венгрии. Но пока наша власть не ставит в приоритет культуру, масштабные фестивали так и будут появляться и исчезать. На первых порах нужна масштабная поддержка.

Поэтому, как мне кажется, выживут однозначно мероприятия с историей, нишевые фестивали с очень точным позиционированием целевой аудитории, а также те, кому удастся привлечь финансовую помощь на долгосрочной основе.

Остальные категории (кино, цирк, театр, другие развлечения) будут развиваться стабильно, с приростом в 10-20%.

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X