Какие концерты любят украинцы. Блог эксперта

22 марта 2017, 19:52
Многие украинские музыканты из разряда андеграундных перешли в категорию мейнстрим. Хороший тому пример – Pianoбой, O.Torvald и The Hardkiss

Какими бы благоприятными или, наоборот, сложными не были времена для страны, развлечения присутствуют в ее жизни в любом случае. Единственное отличие состоит в том, что в первом случае кино, музыка и театр являются обязательными забавами, а во втором – возможностью отвлечься от политических и экономических новостей.

Видео дня

Facebook наглядно демонстрирует, что новые клипы Ивана Дорна или группы «Грибы» интересуют украинцев ничуть не меньше, чем курс доллара. Значит ли это, что украинский музыкальный рынок вновь набирает обороты, а украинцы готовы платить за концерты своих любимчиков? Краткий анализ позволяет сделать следующие выводы:

Андеграунд стали мейнстримом

Индустрия развлечений в Украине действительно постоянно развивается. Единственным отклонением в этой тенденции стал 2014 год, когда наблюдался логичный период застоя, связанный c политическими и экономическими потрясениями в нашей стране. Отмены мероприятий следовали одна за другой. Это существенно повлияло на рынок и нанесло убытки многим организаторам.

Ситуация начала понемногу стабилизироваться год спустя – 2015-й стал началом сложного восстановительного процесса. Трудного еще и потому, что на темпы развития рынка очень влияет его высокая ценовая чувствительность: цена билета для потребителей постоянно растет, а стоимость в долларовом эквиваленте до сих пор не вышла даже на уровень 2013 года. Это опять же бьет по организатору. Западных артистов привозить в страну все еще сложно. Тем не менее, они начинают понемногу возвращаться в Украину.

Структурные изменения рынка вызвали два ключевых фактора: отмена гастролей российских артистов, а также ценовые колебания, о которых мы говорили выше. Украинские исполнители получили реальный шанс заполнить опустевшую от западных и российских артистов нишу, и они успешно им воспользовались.

Многие украинские музыканты из разряда андеграундных перешли в категорию мейнстрим. Итог – успешные туры и значительно расширившиеся площадки. Хороший тому пример – Pianoбой, O.Torvald и The Hardkiss. В поп-музыке также начали происходить изменения. В частности, в прошлом году, кроме уже привычных для Украины LOBODA, Кароль, Потапа и Насти и прочих, зритель открыл для себя Ивана Дорна, Monatik и ALEKSEEV.

Сколько должен стоить билет

Постепенно посетители концертов все же принимают тот факт, что вместе с курсом доллара и ростом цен на продукты, растут и гонорары артистов, а также стоимость билетов. Но, тем не менее, как уже было озвучено ранее, процесс принятия очень медленный. Учитывая высокую ценовую чувствительность рынка, организаторы концертов все еще имеют ограниченный диапазон влияния на ценовую политику. И это компенсируются как количеством билетов (чтобы сделать билеты более доступными для потребителя, нужно увеличить их количество), так и количеством самих мероприятий (лучше сделать несколько «мелких» концертов, чем «влететь» на крупном привозе). Такая стратегия применяется с 2015-го вплоть до сегодняшнего дня.

В регионах количество зрителей на успешных мероприятиях все еще колеблется в диапазоне от трехсот до тысячи человек

Стоит отметить, что не только «ценовой» вопрос влияет на индустрию, но и «региональные» факторы. Например, охватные медиа в городе, наличие инфраструктуры, развитая культурная среда города, региона. Так, если в Киеве актуальный украинский артист может собрать от трех до десяти тысяч человек, то в регионах количество зрителей на успешных мероприятиях все еще колеблется от трехсот до тысячи.

А звезды будут?

Большое количество отмен концертов иностранных артистов в 2014 году оставило большой отпечаток на индустрии. До сих пор организаторы боятся инвестировать в концерты иностранных артистов, и предпочитают отечественных – меньше рисков. Объясняется это в основном тем, что покупать билет на концерты привозных музыкантов по той цене, по которой их продают во всем мире (средняя стоимость билета на концерт в Европе – 50 евро), украинский слушатель пока не готов (или не готов это делать регулярно).

Украинским промоутерам сейчас крайне сложно конкурировать с европейскими коллегами в предложениях по гонорарам. Чаще всего им приходится договариваться о «спеццене» для Украины или ждать удобного предложения по работе с коллегами из соседних стран.

Равнение на электронный билет

Мы потратили немало сил на внедрение электронного билета на концертном рынке, чтобы приучить посетителей концертов к тому, что это действительно удобно и современно. В частности, удалось убедить Минкульт внести коррективы в законодательную базу, что позволило официально утвердить уникальный идентификатор на экране любого гаджета как вид билета.

Наконец-то исследования билетного рынка показывают, что решение было верным. Количество билетов, приобретенных онлайн, в сравнении с оффлайн-покупками, выросло и дошло до 80%.

Это один из немногих факторов, которые приближает Украину к привычному для западных артистов европейскому уровню. Электронный билет – удобно и просто. Его не нужно распечатывать, а риск потерять или забыть, при наличии копии билета в почте или в памяти телефона, сводится к минимуму.

Но это не означает, что бумажный билет уйдет совсем – он просто трансформируется и сохранится в форме маркетинговой фишки. Например, уже сейчас набирает популярность специальные пригласительные, разработанные индивидуально под шоу. Его можно будет оставить себе на память о событии. Думаю, организаторам уже сейчас стоит начинать задумываться о таком предложении. В остальном онлайн-билеты уже победили.

Что дальше?

В 2017 украинский концертный рынок продолжит восстанавливаться. Тем не менее, давая какие-то прогнозы, стоит привязываться не только к нашим реалиям, но и к мировой экономике. Нужно понимать, что из-за скачка доллара мы «упали» практически в два раза, и нам нужно время, чтобы вернуться на уровень 2013-2014 года (ценовая политика).

В тоже время видим колоссальный рост проектов местного производства. Тяжело вспомнить, когда Украина в последний раз переживала такой бум: новые альбомы, клипы и артисты у нас появляются едва ли не ежемесячно, и многие из них действительно интересные. Это тоже развитие рынка. После ухода со сцены «русского мира», мы являемся лидером по креативу и, возможно, через какое-то время это принесет свои плоды, Украина станет больше экспортировать свою культуру на мировой рынок. Те же Иван Дорн, The Erised уже пробуют это делать, а группы ДахаБраха, Stoned Jesus и Sinoptik с успехом штурмуют зарубежные концертные площадки и фестивали.

Что касается крупных зарубежных привозов, то пока существует одна общая проблема – недостаточное знание зарубежного продукта. Люди готовы платить за качественное шоу понятного им артиста, и чаще всего идут именно на имя.
В культурном плане мы сильно отстаем от мировой музыки. Многие группы, популярные на Западе, у нас знают далеко не все. Поэтому сегодня на рынке существует потребность максимально популяризировать такую музыку, разъяснять радиослушателям, кто поет песни, звучащие в эфире. Если бы радиостанции, к примеру, начали перед песнями в эфире называть имена исполнителей – это бы также оказало свое влияние на рынок в целом. Повысило бы узнаваемость артистов и, соответственно, шансы на их успешный привоз.

Начиная с 2014 года, в стране постоянный дефицит ярких шоу. Как только такой продукт заходит на рынок, солтаут ему обеспечен, причем ценовой фактор здесь не является ключевым.

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X