Искусство онлайн. Как арт-рынок уходит в сеть

27 марта 2020, 20:43

Как выяснилось, виртуальная реальность может оказаться иной раз куда надежнее физической

В связи с пандемией коронавирусной инфекции, которая захлестнула весь мир в начале весны этого года, большинство культурных индустрий и арт-институций полностью перешло в режим онлайн-работы. Музеи и галереи предлагают посетителям альтернативные варианты экскурсий: от фотодокументации и сопровождающих материалов до 3D-туров по выставкам. Оперативно переносятся из реального физического пространства в виртуальное фестивали и мероприятия. Так 20-ю Биеннале современного искусства в Сиднее, которую пандемия и сопутствующие ей ограничения застали врасплох, было решено не отменять, а продолжить онлайн.

Видео дня

Виртуальная экскурсия по Музею Орсе (Париж) на сайте Google Arts & Culture (Фото: предоставлено автором)
Виртуальная экскурсия по Музею Орсе (Париж) на сайте Google Arts & Culture / Фото: предоставлено автором

Что касается арт-рынка, ситуация оказалась куда более напряженной. Первой арт-ярмаркой, которая попала под удар эпидемиологической ситуации, оказалась Art Basel в Гонконге. Организаторы не стали ее отменять (как это немного позже сделает Frieze New York) или переносить (как Art Cologne, Dallas Art Fair и, как выяснилось буквально только что, основную Art Basel в Базеле). Вместо этого Art Basel в Гонконге было решено провести в онлайн-формате. Беспрецедентная ситуация в истории мирового арт-рынка, посмотреть на результаты которой очень любопытно.

Любопытно какими будут результаты продаж Art Basel в Гонконге, в частности потому что, хотя веру в возможности новых технологий высказывают поголовно все, реальная статистика говорит, что в вопросе приобретения искусства большинство демонстрирует консервативные настроения.

Поддерживать деятельность online viewing rooms может оказаться дороже, чем держать реальную галерею

Согласно The Art Basel and UBS Global Art Market Report 2020, процент онлайн-продаж искусства относительно общего их количества в 2019 году составил 9% ($5,9 млрд в общей сложности). Это значит, что положение дел за год изменилось мало: в 2018 году доля онлайн-продаж была ровно такой же. В то же время, даже эти продажи нельзя назвать «онлайн» на все 100%. Часто приобретениям в сети предшествует посещение реальной выставки или стенда галереи на ярмарке. Или же наоборот: за ознакомлением с произведением искусства на сайте галереи или онлайн-платформе следует просмотр работы вживую. Не говоря уже о том, что работа так называемых viewing rooms не является полностью автоматизированной (для совершения покупки нужно связаться с менеджером).

На первый взгляд может показаться, что такое процентное соотношение слишком незначительно для того, чтобы говорить о какой-то решающей роли для мирового арт-рынка. Однако статистика сетевых продаж ясно дает понять, что именно онлайн-присутствие галерей позволяет им справиться с одной из главных проблем, с которыми они сталкиваются сегодня. Речь идет о поиске новой аудитории и привлечении новых покупателей. Так, по данным все того же The Art Basel and UBS Global Art Market Report 2020, у галерей с годовым оборотом до $1 млн около 61% онлайн-продаж было совершено новыми клиентами. У галерей с оборотом более $1 млн этот процент несколько ниже — 50%.

Viewing room Galerie Lelong&Co на Art Basel в Гонконге, 2020 (Фото: предоставлено автором)
Viewing room Galerie Lelong&Co на Art Basel в Гонконге, 2020 / Фото: предоставлено автором

Следует также отметить, что успешнее всего онлайн продаются работы стоимостью от $1000 до $5000. Причем эта закономерность действует повсеместно, для всех регионов. При этом средняя цена на работу в выборке составляет $8025, а медиана — $3160. Такие цифры были получены при анализе данных о продажах 5000 галерей за 2019 год, предоставленных онлайн-платформой по продажам современного искусства Artsy.

В то же время, нельзя сказать, что для мега галерей онлайн-продажи представляют мало интереса. Достаточно вспомнить, что в прошлом году в первый же день vip preview Art Basel в Базеле галерея David Zwirner нашла покупателя для скульптуры Кусамы стоимостью $1,8 млн онлайн. Бесспорно, такая крупная сделка — скорее исключение, чем правило. Тем не менее, это сигнал того, что пара тысяч долларов — совсем не потолок для продаж в сети.

Положительным моментом в продажах онлайн является, очевидно, возможность преодоления дистанции между галереей/произведением искусства и потенциальным покупателем. Согласно статистике, 77% продаж в сети в 2019 году состоялось между арт-дилерами и коллекционерами, которых разделяло расстояние в более чем тысячу километров. Разумеется, свою позитивную роль играет и упрощение процесса покупки-продажи, и снятие вопроса о необходимости личного присутствия.

Viewing room Энни Альберс та сайте галереи David Zwirner. Онлайн-показ проходил параллельно ее персональной выставке в помещении David Zwirner Нью-Йорке (Фото: предоставлено автором)
Viewing room Энни Альберс та сайте галереи David Zwirner. Онлайн-показ проходил параллельно ее персональной выставке в помещении David Zwirner Нью-Йорке / Фото: предоставлено автором

Все вышесказанное дает основание полагать, что онлайн-продажи открывают новые возможности для арт-рынка. Возможно, именно такая реорганизация системы продаж поможет снять с повестки дня вопрос выживания многих маленьких и средних галерей и сделать арт-рынок в целом более демократичным. На это можно возразить, что качественная таргетированная реклама — удовольствие не из дешевых, не говоря уже об online viewing rooms, поддерживать деятельность которых (особенно на первых порах) может оказаться дороже, чем держать реальную галерею. Тем не менее, даже с учетом всех этих оговорок виртуальные продажи могли бы, как минимум, понизить градус напряжения в вопросах престижа. Например, одним из важных пунктов расходов небольших галерей является участие в арт-ярмарках. Причем участие это нередко коммерчески совершенно не оправдано. В комментарии для AFP основатель арт-ярмарки Frame Бертран Шоллер довольно резко высказался об этой стороне Art Basel: «Если вы новичок, вам не выжить».

Время, как принято говорить, покажет, насколько уместными были сомнения и обоснованными прогнозы о будущем виртуальных продаж. Сейчас с уверенностью можно сказать одно: в ближайшие годы роль этого сектора арт-рынка будет расти. Последние события, связанными с эпидемией коронавируса, ясно показали, что виртуальная реальность может оказаться иной раз куда надежнее реальности физической.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X