Игра престолов отдыхает. Почему стоит смотреть сериал Темные начала

16 ноября 2019, 20:21

Я ждал этого сериала много лет. И ничуть не разочарован. Это — не новая Игра престолов. Это гораздо лучше.

Девочка Лира, любопытная и бойкая, живет в мире, которым правит церковь, где существуют ведьмы и бронированные медведи, а у людей есть деймоны — материальное проявление человеческой души, принимающее вид животных.

Видео дня

Лира — сирота, ее родители погибли. Ее опекун — исследователь лорд Азриэл, находит способ передвигаться между параллельными мирами. И Лира знакомится с Уиллом, мальчиком, который живет в мире, лишенном магии. И дэймонов там нет. По крайней мере, люди их не видят. Проще говоря, Уилл — из нашего мира.

BBC и HBO начали трансляцию нового эпичного сериала Темные начала. И я настоятельно рекомендую всем смотреть его.

Даже тем, кто не особо любит фэнтези.

YouTube
Фото: YouTube

Книги Филипа Пулмана, которые составляют трилогию Темные начала, я прочитал в середине 2000-х. И они мне очень понравились.

Это при том, что я не очень люблю фэнтэзи. И к Гарри Поттеру, например, совершенно равнодушен.

Но у Пулмана то, что начинается как очередная вариация классической сказки Снежная королева, оборачивается очень мрачной философской историей о богоборчестве.

Если поначалу кажется, что это просто еще один Гарри Поттер, только чуть мрачнее и эпичнее, то уже ко второй книге возникает четкое убеждение, что Джоан Роулинг до Пулмана как, скажем, гамбургеру из известного заведения до настоящего говяжьего стейка.

Пулман не просто создает колоссальный по размерам и неимоверный с точки зрения детализации мир (точнее, множество параллельных миров), он еще и заставляет героев пройти через горнило сложнейших нравственных выборов, а читателя — через настоящий катарсис осмысления того, как сильно здравый смысл препятствует каким-либо разговорам о боге вообще.

Параллельно Пулман дает читателю просто огромный культурный контекст. В его книгах — многочисленные отсылки к Гомеру, Мильтону и Свифту.

YouTube
Фото: YouTube

Темные начала — не просто фэнтези. Это мрачная философская сказка, чтение которой оказывается не развлечением, а мыслительным трудом. Подростки «по приколу» читавшие Гарри Поттера — явно не подходящая целевая аудитория для Пулмана.

Пулман — настоящий богоборец нашего времени. Его герои — ученые или просто люди, стоящие на пути познания, всегда противостоят церковникам и даже непосредственно богу (да, в книге есть и совсем эпичные фрагменты).

Абстрагируясь от Темных начал, можно вспомнить, как он выступал против британской системы образования, где до сих пор присутствует божье слово. И даже протестовал против приезда в Англию новоизбранного Папы римского Бенедикта XVI, поскольку тот обозначил откат церкви к более традиционным позициям.

Пулман — настоящий философ и мыслитель, поставивший целью доказать, что рациональное мышление не может сочетаться с религиозными предрассудками.

Бог здравомыслящему человеку не нужен, вот о чем говорят Темные начала.

В 2007 году Голливуд предпринял попытку экранизации скандальной трилогии. Попытка не удалась.

Фильм Золотой компас с бюджетом $180 млн имел массу козырей, включая внушительные спецэффекты и настоящих звезд в главных ролях. Включая Николь Кидман, Дэниэла Крэйга и Еву Грин.

Церковь в некоторых странах протестовала против выхода в прокат Золотого компаса. Но проблема была не в этом.

Фильм был неплох, но его не поняли. События довольно объемной первой книги трилогии втиснули в картину с хронометражем менее двух часов. И финал обрезали, словно боялись совсем уж «прибить» массового зрителя пулмановским пессимизмом.

Скомканное повествование вкупе с невнятным концом стало главной проблемой в общем-то неплохого фильма. И хотя он собрал в мировом прокате приличные деньги, а в общем его сборы превысили $370 млн, киношные боссы свернули производство трилогии. Собственно, банкротство New Line Cinema и последующее поглощение кинокомпанией Warner Bros. стало прямым следствием провала Золотого компаса.

Казалось, мечте об экранизации пришел конец. Но пару лет назад Пулман написал у себя в Facebook (да, я на него подписан, если что) о том, что BBC будет снимать сериал по Темным началам.

Сериал сразу показался отличной идеей.

YouTube
Фото: YouTube

Трилогия представляет из себя материал внушительного объема. Экранизировать его в «полном метре» было бы тяжело даже Питеру Джексону (Властелин колец отличается гораздо более линейным повествованием).

А в виде сериала это вполне могло получиться.

И вот первые пару серий уже вышли. И на первый взгляд, у авторов все получилось.

Мир Пулмана воссоздан с трогательной точностью. Разве что в книгах мир, где живет Лира, а у людей есть дэймоны больше напоминал начало XX века, а в сериале тут все-таки уже примерно 1930-е.

Актеры подобраны прекрасно. Дафна Кин (та самая девочка, которая затмила самого Хью Джекмана в Логане) в роли Лиры — это просто откровение. Девочка очаровательная и не лишена драматического таланта.

Джеймс МакЭвой в роли Азриела хорош как всегда. Он смотрится в этой роли явно органичнее Дэниэла Крэйга, который так и не решил, насколько далеко ему можно в Золотом компасе отойти от образа агента 007.

Ну а Рут Уилсон (ее все знают по сериалу Лютер) хоть и не так эффектна внешне, как Николь Кидман, зато и выглядит более натуральной, а на картинно-экранной злодейкой.

Том Хупер никогда раньше не снимал в этом жанре, но атмосферу он создавать умеет. Он снял такие фильмы как Король говорит!, Отверженные, Девушка из Дании — какие еще нужны рекомендации? Вместе с Хупером над сериалом работает также Отто Батхерст (сериал Острые козырьки).

В их руках Темные начала не кажутся очередной масштабной поделкой. Это вполне себе кино, добротно снятое в сериальном формате.

И самое главное — с первых серий ощущается, что авторы сериала не намерены обходить острые углы произведений Пулмана.

К примеру, Азриел в первой же серии несколькими репликами демонстрирует напряжение, достойное взрослого кино, а вовсе не подросткового фэнтези.

Нет, это не Игра престолов, как это иногда пытаются представить. И я предполагаю, что Темные начала никогда не сравнятся с предыдущим главным шоу канала HBO по популярности.

Но Темные начала гораздо интереснее. И важнее в культурном отношении.

Возможно, я не объективен, потому что давно и сильно люблю книги Пулмана.

Но я точно уверен, что мне безразлично, посмотрят ли мои дети когда-нибудь Игру престолов. Я даже не уверен, что через несколько лет об этом «культовом» сериале будет вспоминать кто-то кроме совсем уж яростных фанатов и критиков, рассуждающих о пути развития сериального бизнеса.

А вот Темные начала я обязательно покажу своим детям. Чуть позже, когда им будет лет по 12−13. Я считаю, что такие произведения просто необходимы, чтобы сформировать правильное мироощущение.

И хотя всегда есть возможность прочитать непосредственно книги, наличие хорошей сериальной экранизации — это тоже замечательно.

P. S. Сериал уже продлили на второй сезон. И это прекрасно.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X