Что дети ищут в интернете

6 ноября 2016, 08:03
Помогает ли доступ к интернету детям и их семьям или же только ухудшает их положение?

Интернет стал практически вездесущ, но большинство исследований и опросов об использовании сети, особенно среди детей, по-прежнему проводят лишь в США и Европе. Это проблема, поскольку, каждый третий ребенок в мире в настоящее время пользуется интернетом – и большинство из них живут не на Западе.

Видео дня

Отчет Global Kids Online – первый этап амбициозного проекта, цель которого выяснить, какие дети пользуются интернетом, что они узнают, и каким опасностям подвергаются. В рамках проекта проведены интервью с детьми в возрасте от девяти до 17 лет в Южной Африке, на Филиппинах и в Сербии, а также с детьми в возрасте от 13 до 17 в Аргентине.

Мы не представляли, чего ожидать, хотя и знали о некоторых проблемах. В Латинской Америке, например, дети в городах и деревнях живут в очень разных условиях, и разрыв между уровнем жизни богатых и бедных очень велик. Южноафриканскому обществу свойственен высокий уровень насилия, выходящий сейчас и в онлайн. Филиппины сталкиваются с растущей проблемой сексуальной эксплуатации детей и злоупотреблений, в то время как Сербия борется с социальной изоляцией ромского населения. Помогает ли доступ к интернету детям и их семьям, которые сталкиваются с этими вопросами, или же только ухудшает их положение?

Не забирайте у меня интернет

Несомненно, дети по всему миру радуются интернету, даже если он дорог, ненадежен или к нему можно подключиться только через общественные компьютеры. Недавнее исследование показывает, что дети начинают воспринимать его, как фундаментальное право, как необходимость.

Каждый третий ребенок в мире в настоящее время пользуется интернетом

Многие говорили об интернете, как о неотъемлемой части своей жизни, и гордились этим. К примеру, 15-летний мальчик из Сербии сказал: «Мы выросли с интернетом. Взрослые говорят «о, существует интернет», а для нас это совершенно нормально».

С этим согласилась фокус-группа детей от 14 до 17 лет из Южной Африки: «Думаю, нынешнее поколение знает больше, чем их родители. Мы намного умнее, чем предыдущее поколение».

Неудивительно, что детям нравится иметь возможность свободно узнавать что-то новое и делиться тем, что им интересно, как объяснили это подростки из Аргентины: «Я хотел научиться играть на гитаре и полез в интернет», «Постоянно находишься на связи и знаешь, чем другие занимаются», «Можно связаться по Skype с тем, кто находится далеко от тебя».

На фоне моральной паники по поводу рисков нужно помнить, что дети в основном хотят учиться и быть на связи с другими. Важно, чтобы взрослые – неважно, родители или политики – не лишали их такой возможности.

И хорошее, и плохое

Интересы детей из разных стран во многом сходятся. К примеру, филиппинские дети любят Facebook и YouTube, и чаще всего онлайн узнают что-то новое, смотрят видео, делают домашние задания и играют в онлайн-игры. Иными словами, почти та же картина, что в Европе.

В Южной Африке двое из пяти подростков как минимум раз в неделю ищут информацию, связанную со здоровьем. Разумеется, подростки ценят, что у них есть возможность сделать это онлайн и конфиденциально. Где бы они могли взять ее до интернета?

Но есть и вопросы относительно качества получаемой информации. То ли это, что нужно? Есть ли у детей необходимые навыки, чтобы отличить надежную информацию от ненадежной? Мы не знаем, хотя то, что мы узнали, дает почву для некоторых опасений относительно цифровых и критических навыков юных пользователей.

На вопрос, сталкивались ли они за последний год в интернете с чем-то, что их расстроило, три четверти детей в Аргентине ответили «да» – это в два раза большее число, чем в Сербии и Филиппинах. В Южной Африке положительно отвечал всего один из пяти.

Среди примеров неприятного контента были: «Сплетни о других людях и отвратительные комментарии о них», «Расизм, ксенофобия и убийства», «Реклама с обнаженкой».

С Филиппин мы получили сообщения о прямых угрозах: «Однажды в Facebook кто-то использовал мое фото для своего аккаунта, но под другим именем» (девочка 12-14 лет), «Однажды незнакомец спросил о моей «цене» – то есть, сколько будет стоить получить от ребенка сексуальную услугу» (подросток 15-17 лет).

Но позитивных ответов было тоже очень много. Две трети аргентинских подростков уверены, что в интернете «есть множество полезных вещей для детей моего возраста».

И риски, и возможности

Чтобы сделать вывод, нам нужно понять двойственную природу интернета. К примеру, в соцсетях дети могут общаться со сверстниками, но также они становятся видимыми для незнакомцев. Относительно соотношения наград и рисков, мы обнаружили, что 92% аргентинских детей и только 65% южноафриканских позволяют пользоваться соцсетями в любое время. В Сербии это 85%, а на Филиппинах – 79%.

Так что позиция, которую занимают родители, также имеет значение. Но родители оказываются перед непростым выбором. Частично – потому, что склонны преувеличивать цифровые способности детей, а частично – потому что пытаются учесть одновременно культурные нормы, стили воспитания и нужды своих детей.

Перевод НВ

Впервые опубликовано на The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X