Нетипичное кино. Пять фильмов, которые меня впечатлили

21 июня 2019, 22:03

Каждая из этих картин стоит того, чтобы ее увидеть

1. Фаворитка (2018)

(реж. Йоргос Лантимос)

Костюмированная комедийная драма о жизни при дворе британской королевы Анны в начале XVIII века — нетипичное историческое кино. Здесь не соблюдены в точности события того времени, но достаточно места для остроумных и порой вульгарных, но изысканных диалогов актрис.

Видео дня
IMDb
Фото: IMDb

Несмотря на исторический антураж, это живое и динамичное кино, в котором ясно прослеживается стилистика Лантимоса. Раньше автор нашумевшего Лобстера, мрачного Убийства священного оленя и странного, но впечатляющего Клыка, работал только с собственным материалом. А в Фаворитке взялся за чужой сценарий, да еще и основанный на истории другой страны. Сатира, с которой греческий режиссер Йоргос Лантимос сравнивает XVIII век с современностью, принесла Фаворитке Серебряного льва на 75-м Венецианском кинофестивале.

2. Ида (2013)

(реж. Павел Павликовский)

Лауреат Оскара как лучший иностранный фильм Ида — это деликатное кино, которое сложно отнести к какой-то конкретной волне или течению. Картина отличается от классического восточноевропейского кино, в ней много от Годара и Бергмана, при этом рассказанная в ней история конкретна и понятна. Когда я посмотрела фильм на фестивале в Гдыне, на финальных титрах я все еще не могла прийти в себя, находясь под гипнотическим воздействием работы Павла Павликовского.

IMDb
Фото: IMDb

В черно-белом фильме рассказывается о 16-летней послушнице, которая едет в Краков 60-х к своей тете. Там она узнает о своем еврейском происхождении и об убийстве родителей. Героиня делает все, чтобы выяснить трагическую судьбу своей семьи. Через эту историю Павликовский рифмует историю Холокоста и историю несостоявшегося монашества. Ида диалектична и лишена утвердительности: здесь каждый убивает и одновременно спасает.

3. Квадрат (2017)

(реж. Рубен Эстлунд)

Квадрат Рубена Эстлунда завоевал в Каннах Золотую пальмовую ветвь. Это стало полной неожиданностью, но неожиданностью радостной. Это едва ли не первая за полвека комедия, которая победила на киносмотре. Причем Каннский кинофестиваль славится своим консерватизмом, а тут в конкурс попала картина молодого режиссера, да еще и в последний момент. Но это того стоило, о чем свидетельствовали и огромные очереди на показ Квадрата в рамках ОМКФ в 2017 году.

IMDb
Фото: IMDb

Герой фильма — куратор стокгольмского музея современного искусства. Он готовит арт-проект, посвященный равенству и взаимовыручке. А затем у него крадут телефон, и это событие запускает череду абсурдных и смешных ситуаций, которые в результате обличают мир искусства и буржуазии. Шведский режиссер любит иронизировать над человеческими слабостями. Как и в своем предыдущем фильме Форс-мажор, в Квадрате он изучает поведение человека и высмеивает стереотипы.

4. Соль земли (2014)

(реж. Вим Вендерс, Жулиану Рибейру Салгаду)

Документальный фильм Вима Вендерса и Жулиану Рибейру Салгаду рассказывает о бразильском фотографе Себастьяне Салгаду, его карьере. На экране то и дело демонстрируются лучшие работы всемирно известного фотографа. Поэтому, даже выключив звук, получаешь невероятное эстетическое впечатление. Немалую роль в этом сыграло то, что Вендерс и сам последние 30 лет профессиональный фотограф, потому в фильме ощущается, с каким трепетом он подошел к истории Салгаду.

IMDb
Фото: IMDb

Бразильский фотограф, кстати говоря, уникален. Даже когда он снимает по заказу редакции, это все равно искусство в чистом виде. Нефтяные пожары в Кувейте, моржи на берегу Северного Ледовитого океана, рабочие в СССР, золотые рудники — снимки, сделанные Салгаду, уж никак не репортерские. И их стоит увидеть на большом экране.

5. Такси (2015)

(реж. Джафар Панахи)

Одному из самых известных представителей «новой волны» иранского кино Джафару Панахи запрещено снимать в течение 20 лет, но он все равно умудряется это делать. Один из фильмов, которые режиссер снял уже после своего осуждения в 2010 году за антиправительственную деятельность, — драма Такси. Исполнителем главной роли выступил собственно сам Панахи. Он сыграл таксиста, который ездит по Тегерану и снимает на камеру своих пассажиров. Он ведет с ними разговоры, позволяющие зрителю получить представление о современной жизни в Иране.

IMDb
Фото: IMDb

Такси — это такой фильм-демарш, условная провокация. Джафар Панахи меняет сферу деятельности, становится таксистом, ведь суд запретил ему заниматься кино. Тем не менее, события фиксируют камеры и видеорегистратор, что превращает все происходящее в фильм.

Текст опубликован в № 22 журнала Новое время от 20 июня 2019 года. Републикация полной версии запрещена

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X