Art Basel — 50. Чем запомнился юбилей крупнейшей международной ярмарки современного искусства

18 июня 2019, 21:03

Программа включала в себя больше, чем способен воспринять даже самый подготовленный зритель

Май-июнь для экспертов и участников арт-рынка — период очень интенсивный. Едва успев обсудить увиденное на Венецианской биеннале, нужно не пропустить следующее важное событие — крупнейшую международную ярмарку современного искусства Art Basel в Базеле, Швейцария. Причем эти два мероприятия связаны куда прочнее, чем принято считать.

Видео дня

Несмотря на то, что Биеннале не является коммерческим мероприятием по определению, его программу вполне можно считать надежным навигатором по ярмаркам современного искусства на ближайшие два года. Об этом красноречиво свидетельствует перечень художников, которые были представлены в этом году в швейцарском Базеле. В частности, на стенде галереи Gavin Brown’s Enterprise можно было увидеть новое произведение американского художника Артура Джафы, обладателя почетного Золотого льва за лучшую работу в рамках основной программы Биеннале этого года.

Поиск новых стратегий всегда был отличительной чертой влиятельных игроков арт-рынка

Впрочем, об Art Basel 2019 есть что сказать и без привязки к календарю арт-событий. Как-никак в этом году ярмарка отметила свой 50-летний юбилей. А также впервые опробовала новую, «смягченную», систему оплаты стендов, предложенную годом раннее Дэвидом Цвирнером. Согласно этой системе, чем меньше размер стенда, тем меньше плата за квадратный метр выставочного пространства — идея в том, чтобы создать более щадящие финансовые условия для участия в Art Basel маленьких и средних галерей.

Что же касается непосредственно программы ярмарки в этом году, она, как и всегда, предложила куда больше, чем способен воспринять даже самый подготовленный зритель. В цифрах масштабы события выглядят так: в рамках основной программы Art Basel 2019 были представлены работы более 4000 художников, презентованные 290 галереями-участницами, прибывшими в Базель из 34 стран мира.

И пока официальная статистика продаж еще находится в состоянии обработки, хочется сделать несколько предварительных замечаний и поделиться некоторыми наблюдениями. Сделать это следует, как минимум, для того, чтобы показать, что неутешительные прогнозы предстоящего экономического спада и далеко не самые хорошие результаты последних аукционов Sotheby’s и Christie’s — еще не повод ставить крест на нелегком деле арт-дилера.

Вряд ли кого-то можно удивить результатами продаж знаменитой нью-йоркской галереи David Zwirner. В первые же часы Art Basel с его стенда ушли работа Герхарда Рихтера Versammlung (1966) за $20 млн, Кэрри Джеймса Маршалла Laundry Man (2019) за $3,5 млн и масштабное полотно Джоан Митчелл 1967 года — за $6 млн соответственно. Последнее можно назвать отголоском прошлогодней ярмарки: Art Basel-2018 был у всех на слуху как «год Митчелл» — все из-за обилия работ художницы на стендах и ее очевидного коммерческого успеха.

Джоан Митчелл, Без названия (1967), David Zwirner (Фото: предоставлено автором)
Джоан Митчелл, Без названия (1967), David Zwirner / Фото: предоставлено автором

Исключительно успешным был старт Art Basel 2019 для еще одной мега-галереи. Lévy Gorvy удалось быстро подыскать нового владельца для картины Untitled (Indian #2 Face 45.47) американского абстракциониста Марка Гротьяна за $5 млн, а также для масштабной работы Кристофера Вула 2009 года за $5 млн.

Кристофер Вул, Без названия (2009), Lévy Gorvy (Фото: artbasel.com)
Кристофер Вул, Без названия (2009), Lévy Gorvy / Фото: artbasel.com

Не менее живо начался Art Basel и для галереи Tornabuoni Art. Похоже, ставка на соло-презентацию классика итальянского концептуализма Алигьеро Боэтти оказалась выигрышной: из 11 представленных на стенде работ Боэтти уже во время vip-preview было продано две, за 1,7 млн. и 2,3 млн евро. Все представленные Tornabuoni Art относятся к знаменитой серии Боэтти под названием Mappa.

Алигьеро Боэтти, Mappa (1989−1994), Tornabuoni Art (Фото: предоставлено автором)
Алигьеро Боэтти, Mappa (1989−1994), Tornabuoni Art / Фото: предоставлено автором

Недавно установленный Джеффом Кунсом очередной рекорд (в прошлом месяце его Кролик был продан на Christie’s за $91,1 млн, благодаря чему Кунс вернул себе звание самого дорогого ныне живущего художника), бесспорно, побуждает следить за его коммерческими успехами еще внимательнее. На данный момент подтвержденной информации о продаже его скульптуры Sacred Heart (Magenta/Gold) из нашумевшей серии Celebration, представленной на стенде галереи Gagosian, нет. Собственно, галерист отказался озвучивать цену на работу Кунса для широкой аудитории, но по слухам, которыми полнится ярмарка, она находится в диапазоне $14−15 млн. Так или иначе, в чем-то успех Кунса оказался неизменным: во все дни работы ярмарки вокруг его скульптуры толпились сотни любопытных посетителей.

Джефф Кунс, Sacred Heart (Magenta/Gold), серия Celebration (1994−2007), Gagosian Gallery (Фото: предоставлено автором)
Джефф Кунс, Sacred Heart (Magenta/Gold), серия Celebration (1994−2007), Gagosian Gallery / Фото: предоставлено автором

Кстати, согласно предварительному комментарию Ларри Гагосяна, владельца одноименной галереи, в этом году уже к четвергу недели Art Basel (напомним, что четверг — день официального открытия ярмарки) общая сумма его продаж в два раза превзошла результат продаж за весь период Art Basel в прошлом году.

Впрочем, об исключительно хороших результатах можно было услышать не только от Гагосяна. У Hauser&Wirth в день открытия Art Basel заявили о продаже 30 работ. Хотя речь шла не только о представленных на стенде галереи работах, но и о работах из специально подготовленного и разосланного коллекционерам в преддверии ярмарки каталога доступных работ. Так или иначе, результат есть результат, а поиск новых стратегий всегда был отличительной чертой влиятельных игроков арт-рынка.

Стенд галереи Hauser&Wirth (Фото: предоставлено автором)
Стенд галереи Hauser&Wirth / Фото: предоставлено автором

А тем временем масштабные работы секции Unlimited традиционно продолжают пополнять фонды различных арт-институций. Например, инсталляция Test (1994) австрийского художника Франца Веста нашла своего владельца еще до официального открытия Art Basel. Им стала некая европейская фундация (покупатель предпочел остаться анонимным), которой такое приобретение обошлось в $3,8 млн. Работу представил David Zwirner в коллаборации с Hauser&Wirth.

Франц Вест Test (1994), David Zwirner и Hauser&Wirth (Фото: предоставлено автором)
Франц Вест Test (1994), David Zwirner и Hauser&Wirth / Фото: предоставлено автором

Так выглядят самые предварительные результаты продаж юбилейной, 50-ой по счету, международной ярмарки современного искусства Art Basel. А пока мы ждем обнародования официальной статистики продаж ярмарки за 2019 год, определенно можно сказать, что свой статус самой мощной мировой площадки для показа и реализации современного искусства она уже в который раз с легкостью подтвердила.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X