Сказка без магии. Рецензия на хоррор для детей Ведьмы

1 ноября 2020, 10:45

В украинский прокат вышел фильм Ведьмы — вторая в истории экранизация одноименной сказки Роальда Даля про борьбу семилетнего мальчика и его бабушки с ковеном, собственно, ведьм.

Первой была картина великого англичанина Николаса Роуга 1990 года выпуска, и, хоть его версия обрела поклонников, сам писатель незадолго до своей смерти назвал ее «совершенно ужасной».

Видео дня

Новую экранизацию снял классик уже американский — Роберт Земекис, но несмотря на продюсерскую поддержку со стороны Альфонсо Куарона и Гильермо дель Торо (последний стал еще и соавтором сценария) и заверение режиссера, что его версия ближе к оригиналу чем предыдущая, вопросов к ней все равно возникло в разы больше.

НВ
Фото: НВ

1. Сюжет

Конец 60-х. Алабама. В самом начале истории мальчик теряет своих родителей в автокатастрофе. В больницу за ним приходит бабушка и забирает внука к себе. В процессе она научит его заново радоваться жизни и преподаст мальчику множество важных уроков. Один из них будет касаться ведьм.

Мальчик (имен у большей части героев тут, как и в книге Даля нет) узнает, что ведьмы на самом деле существуют, что они маскируются под женщин, но на самом деле ими не являются. Что их можно вычислить по некоторым довольно жутким признакам: отсутствие волос на голове, пальцев на ногах, когтистых руках, широкому полному острых зубов рту и аномально широким ноздрям.

А еще он узнает, что ведьмы страшно ненавидят детей и всячески пытаются их извести. К несчастью, на их с бабушкой пути встанет целый ковен ведьм. Мальчика в итоге превратят в мышь. Но, к счастью, у них с бабушкой припасено несколько козырей в рукаве. В частности: смелость и находчивость.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Жалко, что смелости и находчивости в случае с фильмом Ведьмы не хватило Роберту Земекису. Его картина — энная по счету экранизация Даля — успешного британского писателя (250 миллионов проданных книг), к наследию которого режиссеры обращаются довольно часто. Здесь можно вспомнить и двух Вилли Вонок (мемообразующую версию 1971 года и ту, что с Джонни Деппом), и Матильду Дэнни де Вито, и Фантастического мистера Фокса Уэса Андерсона, и Большого доброго великана Спилберга.

Не всем вышеперечисленным фильмам сопутствовал успех (Спилберг с треском провалился), но ни один из них не был настолько лишен вдохновения. Был настолько необязательным. При этом картина Земекиса не ступает на территорию дурного вкуса, здесь нету проблем с ритмом или с картинкой. Или даже с таймингом: жутковатая своими спецэффектами лента отлично смотрится в преддверии Хэллоуина. Но только если бы это был Хэллоуин, например, 1989-го, а в режиссерском кресле оказался бы кто-нибудь помельче.

Земекис снял системообразующие для 80-х и 90-х сказки: трилогию Назад в будущее, Роман с камнем, Форрест Гамп, Контакт. Потом ушел совсем в технологии (провальные Беовульф, Полярный экспресс и Рождественская история) и после так и не смог заново найти себя. Попытки сконцентрироваться на реальных историях (Полет, Прогулка), подружить спецэффект с живым актером (Удивительный мир Марвена) и даже сыграть в романтику посреди войны (Союзники) так и не вернули режиссеру утраченные очки.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Фильм Ведьмы в данном случае видится, с одной стороны, возвращением к истокам, читай, сказкам. С другой — тревожным звоночком: даже на родном поле у Земекиса все складывается не очень.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Несмотря на слова о близости к оригиналу, авторы передвинули место и время действия истории Даля из Англии и Норвегии (исторической родине писателя) гораздо западнее — в теплую Алабаму и из 80-х назад в 60-е. Таким образом, тревожной сказке-предостережению про ведьм, охотящимся за неосторожными детьми, придали расовое измерение: эта нечисть теперь высматривает не только неосторожных детей, но еще и бедных, и чернокожих. Но и здесь авторское прикосновение вышло слишком мягким.

Нам словно чего-то недосказали. Не то чтобы Земекис что-то сократил в самом тексте Даля: кроме темпоральных изменений других здесь особо не было, но нас как будто лишили чего-то важного, какой-то сценарной направленности, взгляда хоть в какую-то сторону. Ведь сказка Даля была не то, чтобы совсем детской: Ведьмы — жуткая и местами довольно провокативная история (книгу, например, ненавидят многие феминистки) — подарок для талантливого режиссера с нормальным бюджетом.

И вот из-за этого отсутствия фокуса и драматического напряжения, в фильм так и не пришли магия, не появилась вишенка на торте. А значит не получилось и веселья.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Актеры в данном случае не спасают картину, а, скорее, делают ее просмотр более оправданным. Октавия Спенсер в очередной раз примеряет на себя образ заботливой тетушки с несколькими козырями в рукаве. И в очередной раз делает это с душой и обаянием.

Стэнли Туччи привычно кривляется в образе сноба в костюме. Дети особо не в счет: они здесь интереснее в виде нарисованных мышей. Главным же аттракционом становится Энн Хэтэуэй и ее Верховная ведьма — страшное и невозможное существо, от которого нельзя оторвать взгляд. В новой версии ставка была сделана не на грим, а на спецэффекты, что, учитывая уровень сегодняшних технологий и имя режиссера, вполне логично. И ребята, как говорится, не прогадали.

От сказочников из соседней Мексики (Куарон и дель Торо) здесь разве что пару теней на стене. Хотя, видит Бог, они могли бы нагнать жути. А так эстетического крена в сторону хоть чего-либо у фильма Ведьмы не наблюдается: перед нами красивая, сериальная картинка. Что-то вроде Страны Лавкрафта. Работы частых соратников Земекиса композитора Алана Сильвестри и оператора Дона Берджесса по-хорошему профессиональны, а значит особо незаметны.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Ведьмы — вердикт НВ

5/10

Ведьмы — кино без цели, сказка без магии. Собственно этих двух важных составляющих лишена и поздняя карьера Роберта Земекиса. И пока он их не нащупает, на свет будут продолжать выходить безликие фильмы, о которых в лучшем случае можно будет сказать слово «сносный».


Ведьмы

The Witches

2020 год

США

Режиссер — Роберт Земекис

В главных ролях: Энн Хэтэуэй, Октавия Спенсер, Стэнли Туччи, Джазир Кадим Бруно, Коди-Лей Истик и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X