Хороший бог — мертвый бог: Рецензия на фильм Тор: Любовь и гром

24 июля, 12:30
Победа над Таносом привела асгардца в чувства (Фото:Кадр из фильма)

Победа над Таносом привела асгардца в чувства (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Тор: Любовь и гром — четвертая глава приключений Тора Одинсона и новая часть Четвертой фазы киновселенной Marvel.

Режиссером картины стал всеми любимы новозеландец Тайка Вайтити. Он продолжил деконструировать миф о Боге грома в привычной для себя ироничной манере (как это было в Тор: Рагнарек), что самому мифу по-прежнему идет только на пользу.

Видео дня

Проблема же у фильма Тор: Любовь и гром другая. Она носит сторонний характер и касается самой Четвертой фазы — группы блокбастеров, по которым видно насколько сильно разрослась вселенная Marvel и как вместе с этим расширением из нее стал вытесняться смысл.

1. Сюжет

Последнее появление Тора было в фильме Мстители: Финал. В той картине Бог грома предстал не в лучшей форме: его окутала депрессия из-за гибели всех родственников, друзей и половины населения вселенной.

Впрочем, как становится ясно в самом начале фильма Тор: Любовь и гром победа над Таносом привела асгардца в чувства. Он скинул вес, объединился со своими давними побратимами Стражами Галактики и продолжил заниматься любимым делом: слоняться по Вселенной и военным образом помогать страждущим.

Однако боль утраты и страх испытать ее снова никуда не делись. Это становится ясно, когда на Новый Асгард нападает Горр — смертный, завладевший страшным артефактом — Некромечом. В отместку за смерть дочери Горр задался целью уничтожить всех богов. Тор не исключение.

На помощь Одинсону приходят Валькирия и бывшая — Джейн Фостер, которая неожиданно для всех вокруг стала временным супергероем Могучим Тором.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

Путь Тора всегда был одним из самых подробно описанных и ‘бентежних' в рамках кинематографической вселенной Marvel. В самой первой, не то, чтобы сильно удачной ленте 2011 года герой Криса Хэмсворта предстал разбалованным привилегиями и выигранными битвами юношей, перед которым замаячил трон Асгарда и которому, чтобы соответствовать званию правителя пришло время морально подрасти.

Во второй ленте 2013 года (еще менее удачной) уже не юноша, но понимающий всю сложность мира мужчина вроде бы полностью подготовился занять место отца. Но в третьей (отличный Рагнарек) потерял и отца, и трон, и Асгард.

Как ни странно, но чем трагичнее испытания выпадали на голову Тора, тем веселее и задорнее становились фильмы о нем. Ведь первые две картины — это стандартные, старомодные блокбастеры, где нету ни авторской интонации, ни чего-то за что мог бы зацепиться глаз (кроме лора, конечно, и точнейше подобранного Хэмсворта). Но вот с приходом Тайки Вайтити началась совершенно другая история: направленная на деконструкцию эго ирония новозеландского режиссера, его умение переворачивать пафос с ног на голову и по пути царапать шутками поп-культуру легли на окаменевшую скандинавскую мифологию превосходным образом.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Хэмсворт хорошо смотрится в рамках обоих подходов, но у Вайтити Тор стал ближе и человечнее. Его страданиям сопереживаешь.

И в фильме Тор: Любовь и гром режиссер продолжает эту линию страданий сквозь призму иронии. Бог грома здесь хоть и похудел, и уничтожил несколько армий инопланетных злодеев, но все еще живет с червоточиной в душе. Ему нужно смириться с многочисленными утратами и двигаться дальше. Стать осмысленным богом.

В этом ему «помогают» сразу двое. Это главный злодей фильма Горр, который потерял дочь, продал душу Некромечу и задался целью отомстить праздным, бездействующим «высшим силам». Его богоборчество — это заблуждение от неумения принять неизбежное: люди умирают, рассчитывать надо только на себя (ну или близких, но никак не на богов). Играющий Горра Бейл убедительно скалит зубы, жеманничает, но сквозь гримасы видно главное, что требовалось от оскароносного актера: перед нами в первую очередь заблудившийся, страдающей от душевной боли человек.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

И Джейн Фостер (Натали Портман), сюжетная арка которой в фильме Тор: Любовь и гром успешно возродилась и трогательно закончилась. Оба второстепенных персонажа как бы сообщают Одинсону, что в утрате заложена не ненависть и депрессия, а сила двигаться дальше и любовь к тем, кто ушел.

Есть еще Валькирия, которая продолжает грустить за погибшими много столетий назад сестрами (и, кажется, возлюбленной) и все так же пьет. Но чувствуется, что она каким-то образом перелистнула эту страничку. Героиня Тессы Томпсон — стоик, плюс она тут отвечает за многочисленные шутки. Ей по сценарию прописано много не тосковать.

Поэтому в идеологическом плане фильм Тор: Любовь и гром про понимание своей самостоятельности. Ведь если есть мозги, то и боги не нужны.

Если же говорить о форме, о морфологии, то Вайтити усилил свое присутствие. Пошел ва-банк. В фильме Тор: Рагнарек было видно, какие куски снял он, а какие «коллективный Marvel». В Любовь и гром режиссер снял все.

Этот относительно короткий, меньше двух часов, фильм, где одни либо умерли, либо вот-вот сделают это, искрится шутками и несерьезностью. Понятно, что при этом режиссер царапнет и ваши сердца (за что Вайтити и любят), но орущие козлы, которых Тору дарят за очередной подвиг и которых он запрягает в свою повозку, пресыщенный и эгоистичный Зевс (потешный выход Рассела Кроу), продолжающиеся отношения Тора со своим оружием (топор здесь ревнует к молоту) — работающая оболочка для эмоционального сердца картины.

В общем, смотреть на то с какой легкостью новозеландец деконструирует миф и подменяет пафос юмором по-прежнему одно удовольствие.

Другой вопрос, что эти талантливые усилия (фильм) брошены в мутные воды (Четвертую фазу). С последним пока что беда: то, что вначале казалось серией фильмов и сериалов про ПТСР спустя время превратилось в просто набор кинопродукции без цели. Похмелье затянулось.

Такие работы как ВандаВижн, Вечные, Локи, В мультивселенной безумия показывают, что Marvel готовы к экспериментам. В то же время куча других проходных проектов и отсутствие смыслового стержня тянут всю эту историю на дно. Эта мультивселенная разрастается слишком бесконтрольно.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Тор: Любовь и гром — вердикт НВ

8/10

Фокус, впрочем, в том, что фанаты и те, кто заходит в кинотеатры более расслабленной походкой продолжат за всем этим следить. Кредит доверия у Marvel не безграничен, но все еще велик.

Что касается фильма Тор: Любовь и гром, то это очередной пример увлекательного, легкомысленного летнего блокбастера — формат, который Marvel успешно отработали и в Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия. Здесь есть масштаб, но нету эпичности. Есть драма, но не тяжеловесная. Сходить в кинотеатр на такой — награда для уставшего от стресса сознания.

Плюс — украинский перевод адаптируется под военное время: где-то можно расслышать слова «москальня», где-то «тероборона».


Тор: Любовь и гром

Thor: Love and Thunder

2022 год

США

Режиссер — Тайка Вайтити

В главных ролях: Крис Хэмсворт, Кристиан Бейл, Тесса Томпсон, Джейми Александр, Тайка Вайтити, Рассел Кроу, Натали Портман и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X