Смерть между строк. Рецензия на фильм ужасов Страшные истории для рассказа в темноте

10 августа 2019, 11:44

В украинский прокат вышел фильм Страшные истории для рассказа в темноте — с одной стороны продюсерский проект мексиканца Гильермо дель Торо, с другой — новая режиссерская работа норвежца Андре Овредала.

НВ
Фото: НВ

Дель Торо не привыкать выхватывать талантливых режиссеров на ранних этапах их карьер. Так было с дебютным фильмом испанца Хуана Антонио Байоны Приют. Байона в последствии переехал в США и поставил там дорогущий Мир юрского периода: Падшее королевство. Так было и с аргентинцем Энди Мускетти и его дебютным фильмом Мама. Мускетти в последствии тоже переехал в США и поставил там самый кассовый фильм ужасов в истории (Оно).

Видео дня

Примерно так же вышло и с Овредалом. Дель Торо посмотрел его дебют – увлекательную фантазию Охотники на троллей, впечатлился им и когда дело дошло до выбора режиссера для экранизации популярной в англоязычном мире книги Элвина Шварца быстренько ангажировал норвежца на съемки. Так появился фильм Страшные истории для рассказа в темноте.

Сюжет

1968 год. Небольшой городок Мил Вэлли где-то в северной части США. Как и в любом подобном городке в Мил Вэлли есть старый заброшенный дом и легенда, связанная с ним. Дом принадлежал Беллоузам – системообразующему семейству Мил Вэлли. У них в активе некогда была целлюлозная фабрика. Потом исчезла фабрика и бесследно исчезли Беллоузы.

Остался лишь дом и страшные истории про Сару Беллоуз – сумасшедшую девушку, которую ее семья держала в подвале и которая по слухам убивала детей.

В канун Хэллоуина в заброшенный дом Беллоузов проникает случайная группа подростков. По традиции легкомысленно отнесясь к легендам прошлого, ребята пробуждают мятежный дух Сары: девушка по имени Стелла находит сборник рассказов последней и забирает книгу собой.   

В тот же вечер в книге появляется новый рассказ, а один из парней побывавший в проклятом доме бесследно исчезает. На следующий день происходит то же самое с другим подростком. Стелла начинает понимать, что дело нечисто.     

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Сценарий и драматургия

Схема, по которой дель Торо начал сотрудничество с Андре Овредалом все-таки немного отличается от предыдущих опытов знаменитого мексиканца. До Страшных историй для рассказа в темноте Овредал уже снял один фильм на родине (Охотники на троллей) и успел сделать фильм в США – скромный, но по-своему идеальный хоррор Вскрытие Джейн Доу.     

Именно на последнюю картину больше всего похожи Страшные истории. Похожи не сюжетом, но манерой повествования, структурой. Овредал заходит издалека. Еще до попадания в дом Беллоузов мы знакомимся со Стеллой и узнаем, что она живет с отцом, терзается чувством вины из-за ухода мамы и пишет рассказы ужасов.

Мы узнаем, кто в Мил Вэлли главный хулиган – парень по имени Томми. Чуть ли не в самом начале фильма Томми записывается добровольцем во Вьетнам. А еще в город проездом заезжает мексиканский парнишка Рамон. Что не остается без внимания шерифа Мил Вэлли, прописанного с легкой ноткой недоверия и расизма.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Все это делает фильм Овредала ближе к зрителю.

Серьезнейшая деталь, которую режиссер постоянно возвращает в кадр: телевизор с вещающим что-то военно-патриотичное Никсоном. Так, во-первых, события того довольно мятежного в истории США периода рифмуются с неспокойным сегодняшним периодом.

А, во-вторых, рождается краеугольный для фильма Страшные истории для рассказа в темноте мотив: страна поедающая своих детей. Никсон здесь – тот же монстр. Только он действует не точечно, а известным всем способом пытается завладеть умами сразу миллионов. И отправить их в топку войны.

Смертельно опасная книга Сары Беллоуз придает этой метафоре выпуклости и одновременно иллюстрирует ее “на местах”: рассказы на наших глазах появляющиеся в книжке отражают страхи Стеллы, Томми, Рамона и других и с их помощью буквально поглощают ребят.

Круг замкнулся. Осталось найти из него выход. Для Овредала выход – это диалог. Звучит просто, но лучшего способа человечество еще не придумало.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Актеры и картинка

Упаковано же все это в обертку подросткового хоррора. Фильм Страшные истории для рассказа в темноте не проникнут ностальгией, как, например, те же Очень странные дела. Что сразу придает ему статус полноценного высказывания, а не приятного путешествия по волнам памяти.

В то же время приставка “подростковый” безусловно снижает градус страха и непредсказуемости. Фильм Овредала не напугает современного зрителя и не удивит неожиданными поворотами. Но он возьмет разнообразием монстров (их здесь несколько и сделаны они на высшем уровне), актерскими работами и историей.  

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Страшные истории для рассказа в темноте – вердикт НВ

8/10

Таким образом, правильнее было бы назвать картину норвежца страшной сказкой. Причем существует она вне контекста, без оглядки на ближайших конкурентов (Оно, например). Что вызывает уважение: стараться перекричать соседа может каждый, а вот снять достойный, наталкивающий на размышления фильм для 14-15 летних не все.     


Страшные истории для рассказа в темноте

Scary Stories to Tell in the Dark      

2019 год

США  

Режиссер – Андре Овредал

В главных ролях: Зои Маргарет Коллетти, Майкл Гарза, Остин Зажур, Гэбриел Раш, Дин Норрис, Джил Беллоуз, Лоррейн Туссен и другие. 

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо NV
X