Токио после ядерного взрыва и бунт в мире снов. Пять аниме-фильмов, изменивших западную культуру

16 апреля 2020, 21:38

В 2015 году по случаю приезда японской делегации в США Барак Обама заявил, что американцам, особенно молодежи, стоит поблагодарить своих восточных друзей за все те вещи, что перекочевали в их страну из японской культуры. Кроме всего прочего, упоминалось и аниме.

Сказать спасибо в данном случае стоит не только американцам, но и вообще всему западному миру. Раз перешагнув языковый барьер, аниме расширило представление западной культуры об анимации, углубило закладываемые в нее смыслы, показав, насколько тематически и визуально смелым может быть мультик.

Видео дня

Вот пять классических аниме-фильмов, с которых можно начать знакомство (или углубить его) с этим популярным жанром.

Акира (1988). Кацухиро Отомо.

НВ
Фото: НВ

Если говорить о завоевании Запада, то начать стоит с Акиры — аниме-блокбастера 1988 года выпуска. Это отправная точка, мостик, благодаря которому мы сейчас знаем больше одной работы Миядзаки и можем без проблем найти в переводе практически любую мангу (японские комиксы, по которым зачастую ставят аниме).

Действие фильма, поставленного по такой вот манге ее же автором Кацухиро Отомо, происходит в Нео-Токио — городе, который образовался после того, как старый Токио снесло ядерным взрывом. Та катастрофа повлекла за собой гораздо более глобальную — Третью мировую войну. После ее окончания жизнь наладилась, но лишь в том смысле, что страны прекратили агрессивные попытки уничтожить друг друга.

По факту же Нео-Токио — это пороховая бочка, где консервативное правительство держит население в железном кулаке, а несогласные с таким положением вещей подростки организовываются в банды и бунтуют против всех подряд. В центре истории — участники одной из таких банд Сетаро и Тэцуо. Последний волею случая сталкивается с Такаси — ребенком-мутантом, сбежавшим из тайного правительственного учреждения. Это столкновение становится искрой, которая полностью изменит баланс сил в Нео-Токио.

Главная мысль панковской по духу и до сих впечатляющей по форме картины Отомо: нельзя игнорировать молодое поколение, ведь их энергия — застывшая, лишенная вектора и цели — может уничтожить все вокруг. И прогнившую от коррупции и безнаказанности систему тем более.


Небесный замок Лапута (1986). Хаяо Миядзаки.

Не первый мультфильм Миядзаки, но первый созданный режиссером в стенах знаменитой студии Ghibli. Действие Небесного замка Лапута происходит в альтернативной стимпанковской реальности, отдаленно напоминающей Японию XIX столетия.

Девушка по имени Сита, пользуясь случаем, сбегает из лап тайной правительственной организации в ходе нападения пиратов на военный дирижабль последней. Фокус в том, что причина нападения пиратов — тоже Сита, а еще магический кристалл, который она носит на шее. Кристалл этот может указать на местоположение легендарного замка Лапута. Осколок древней развитой цивилизации, он летает скрытый облаками и является триггером для тех, кто хочет несметных сокровищ (пираты) и тех, кто хочет подчинить себе его военную мощь (правительство).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Сита же хочет узнать больше о своем прошлом и, заручившись поддержкой мальчика по имени Пазу, отправляется на поиски дома своих предков.

В Небесном замке Лапута, по накалу приключений не уступающему трилогии про Индиана Джонса, обозначились все знакомые поклонникам Миядзаки темы: взаимоотношения человека и природы, пацифизм, гуманизм, противостояние невинной юности (будущего) и скомпрометированной взрослости (прошлого). А еще ощущение воздуха, ветра и полета, от которого захватывает дух, и музыка великого Дзе Хисаиси, от которой щемит сердце.


Паприка (2006). Сатоси Кон.

Говоря о конкретном влиянии аниме на голливудское кино, нельзя не упомянуть следующие две картины. Первая из них — Паприка авторства одного из лучших режиссеров в жанре Сатоси Кона. Достаточно сказать, что без этого мультфильма Кристофер Нолан не смог бы снять свой знаменитый сай-фай Начало. Просто потому, что сюжет последней картины вплоть до некоторых сцен вырастает из ленты Сатоси Кона.

Разница в том, что Нолан решил направить взор своего фильма во внутренний мир главного героя (Леонардо ДиКаприо), а Кон снял ленту о сне, как о чем-то глобальном, связующем, опасном и волшебном одновременно.

Действие фильма Паприка происходит в не столь отдаленном будущем, в котором один гениальный ученый создал аппарат, позволяющий внедряться в чужие сны и либо менять их, либо просто наблюдать за развитием событий. У этого устройства (оно называется ДС Мини) довольно практичная цель: лечение душевных травм. В последнем преуспела девушка по имени Ацуко Тиба, вернее, ее альтер-эго в мире снов — Паприка. До поры все идет своим чередом, пока Тиба и ее коллеги не начинают понимать, что процесс наблюдения и влияния на сон вышел из-под контроля.

Визуализация последовавшего далее бунта снов и попыток с ним справиться не выветрится из памяти смотрящего никогда и оставит далеко позади и Нолана, и всех, кто посмеет вступить на эту территорию после него.


Призрак в доспехах (1995). Мамору Осии.

Действие мультфильма Призрак в доспехах происходит в практически лишенном надежды будущем. Граница между кибер-технологиями и человеком стерта, что подтверждают многочисленные имплантаты разной степени сложности. Но существуют и киборги. Именно один из таких (а вернее одна) расследует дело о некоем хакере-террористе, который называет себя Кукловод и стремится вывести новый вид существ — обладающих душой (призраком) роботов.

Если без Паприки не было бы Начала Нолана, то без аниме Мамору Осии не было бы Матрицы. Ну или фильм сестер Вачовски выглядел бы совершенно иначе. Внешний вид, детализация мира, его атмосфера всегда были важны при создании аниме, но случай с Призраком в доспехах особый. Эта лента снималась с ориентиром на Запад: чтобы продемонстрировать, на что способен жанр при достаточном финансировании.

Здесь тема поиска идентичности в мире-антиутопии обернута в упаднический киберпанк с головокружительными визуальными решениями. Замедленная сцена с Тринити из первой Матрицы взята отсюда, как многие другие сцены не только из первой Матрицы, но и, например, из Аватара Джеймса Кэмерона, который всегда восхищался работой Осии. Исследующий взаимоотношение человека и машины сериал Мир Дикого запада тоже отчасти растет из Призрака.

Как и его американский ремейк 2017 года со Скарлетт Йоханссон в главной роли — несправедливо обруганная картина, через которую до нас пытается дотянуться японский первоисточник. И предупредить об опасностях цифрового будущего.


Могила светлячков (1988). Исао Такахата.

Самая известная картина сооснователя студии Ghibli великого Исао Такахаты. Действие происходит в городе Кобе незадолго до конца Второй мировой войны. В центре истории 14-летний мальчик Сэйто и его маленькая сестра Сэцуко, чудом пережившие бомбежку американцев (в отличии от своей мамы, которая умерла от ожогов) и сначала нашедших шаткий приют в доме тетки, а потом сбежавших от ее жестокости на улицу.

Их трагическим приключениям и посвящена эта, возможно, главная антивоенная лента в истории кинематографа. В отличие от большей части других мультфильмов в этом списке аниме Такахаты о прошлом. И в свете его событий становится ясно, почему японцы в Акире и Призраке так пессимистично смотрят в будущее: они знают на что способны бомбы и как часто люди любят сбрасывать их друг на друга.

Могила светлячков — тихая, поэтичная картина. Она об уничтоженном детстве и о быстром, неправильном взрослении в условиях войны. И о том, что вместе с войной приходит и социальная катастрофа, ожесточающая людей и отдаляющая их друг от друга.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X