Пять книг, с которых стоит начать год

19 января 2018, 20:00

В начале года стоит зарядиться позитивом, который каждый из авторов этого обзора понимает по-своему

Для одних это мистика в готическом мире приключений, для других - путешествие в прошлое криминального жанра. Кто-то хочет знать, как бы мы жили при других геополитических условиях, а для кого-то эта самая политика заключается только в победе искусства над рутиной будней.

Видео дня

Украинский писатель Игорь Бондарь-Терещенко собрал для НВ STYLE пять книг, с которых стоит начать год.

Карлос Руїс Сафон. В’язень неба. - М.: Клуб Семейного Досуга, 2018

Этот таинственный роман, полный мистики, секретных знаков и сногсшибательных приключений, начинается с рокового визита подозрительного незнакомца в магазин. После которого, конечно, привычный ход вещей, мыслей и событий в добропорядочном семействе владельца разрушается, поскольку его продавец - не тот, за кого себя выдает. В общем эта история известного испанского писателя тянется уже давно, и Кладбище забытых книг - не метафора, а настоящий лабиринт, по которому движется действо на протяжении этой трилогии. Сюжетные преступления, фабульные кражи, жанровое мошенничество - все, что происходит с героями, вращается в кругу литературы, издательского дела, редакторских отношений.

"Пакунок, видобутий з надр шафи, лежав на письмовому столі Ісаака. Коли я ледь торкнувся його пальцями, пил, що тонкою плівкою вкривав згорток, здійнявся в повітря хмаринкою порошинок, що замінилися в променях світильника, який тримав Ісаак ліворуч від мене. Праворуч стояв Фермін, що розклав свій кишеньковий ножик і простягнув мені. Ми всі перезирнулися. - Ну, будь що буде, - промовив Фермін". Поэтому речь в романе преимущественно о конце 1950-х годов, Барселоне, где заокеанская культура воспринималась более контрастно - на традиционном фоне классического болеро, корриды и чернокосых красавиц. Экзотический Луи Армстронг по радио, американская звезда Ким Новак в коническом бюстгальтере в триллере Альфреда Хичкока. Не говоря уже о лабиринте из книг в таинственном месте, большинство из которых оказывается вообще нездешнего происхождения.

Юрій Андрухович. Коханці Юстиції. - Meridian Czernowitz, 2018

Наконец «живой» классик современной литературы порадовал нас новой книгой, названной или им самим, или издателем - «паранормальным» романом. На самом деле, это, конечно же, не роман, поскольку автор давно уже перешел на эссеистику, а «восемь с половиной» замечательных рассказов. Именно они и составляют своеобразный роман - со временем, памятью, детством-юностью и, безусловно, советской зрелостью. Более того, объединяет их пусть даже не сюжетно, но по крайней мере тематически - общая черта, присущая всем героям рассказов. Это, во-первых, страсть к преступлениям, а во-вторых, тайная любовь. В данном случае, как видно из названия «романа», все они зависят от богини правосудия. Кого же мы видим в этой галерее убийц и душегубов, населяющих необычный эпос уголовного мира, родом из судебных актов и криминальных хроник старого Львова?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Представители его пестрые и разнообразные, это и герои городских легенд, и чернокнижники, и повстанцы - вымышленные, реальные, живые и мертвые души из коллекции тайных страстей. Разбойник Самойло Немирич, тайный агент Богдан Сташинский, средневековый монах Альберт Вироземский, террорист Мирослав Сочинский, бизнесмен Марио Понґрац, причастный к расстрелу подпольщиков-националистов, и даже Фантомас из кинематографического детства автора. «Чтобы этот роман написался, я должен был несколько раз становиться другим человеком. Я не придумывал эти истории: они сами меня находили, а я только дополнял их вероятными деталями. Хотелось создать густо-насыщенный и в то же время абсолютно увлекательный текст, от которого читателю очень нелегко оторваться. Судя по реакции первых читателей, это в значительной степени удалось», - рассказывает писатель.

Кіра Малко. Нижче. - М.: Нора-друк, 2018

Этот роман - по сути, новое слово в бесконечном монологе наших работников, которые выехали за границу в поисках лучшей жизни. Его героиня - ни туристка, ни секс-рабыня, ни мама-трудяга, которая годами не видит своих детей, зарабатывая няней в Европе. Молодая столичная девушка, которая вырвалась из офисной рутины к океану, который она, впрочем, не очень то и видит, работая в обслуге круизного лайнера. На протяжении романа она рассказывает о тайнах своей профессии, производственных секретах, тайных вечеринках, чаевых, комплиментах и ухаживаниях. «У конверті п’ять доларів і картка, в якій вона дякує за індивідуальний підхід і бажає гарного життя. Підпис: Марла. На ці п’ять доларів Поліна купить капучино у найближчому порту. А картку збереже».

Что касается правил, то их на лайнере такое количество, что грех не нарушать. Собственно, именно этим героиня со своими новыми друзьями и занимается - на работе и на отдыхе, который редко бывает в зарубежных портовых барах - и все для того, чтобы забыться. Дело в том, что позади у героини - брошенное счастье, любовь к девушке из офиса, поиски себя, и именно этого не хватает в океане. «Поліна, як і раніше, не могла нормально спати, забувала їсти, але тепер це було інакше. Тепер сон і їжа замінювалися щастям. Вона або листувалася з А., або думала про це, і це її живило».

Максим Бутченко. После огня. - К.: КМ-Букс, 2018

Заигрывать с жанром альтернативной истории писатели начали относительно недавно, во время тектонических сдвигов, произошедших в обществе в 1990-х годах. Начиная от футурологического романа Опоздавшие к лету Андрея Лазарчука и заканчивая антиутопией 2017 Ольги Славниковой, мы представляли, как было бы, если бы или большевистская революция пошла не по тому сценарию, или Германия победила во Второй мировой войне. Именно второй вариант «альтернативного» сценария нам предлагает автор романа После огня, в котором рассказывается о том, если бы Третья мировая война состоялась и главными героями стали американский президент Джон Кеннеди с первым секретарем КПСС Никитой Хрущевым.

По сюжету, события развиваются после Карибского кризиса 1962 года, который в романе завершился ударами атомных бомб между СССР и США. Америка и Европа были уничтожены, главы двух супердержав скрываются на острове, дальнейшие последствия «горячей» войны невозможно представить, не прочитав книгу. «Мне хотелось посмотреть на войну с непривычной точки зрения - говорит автор, - вдруг тот, кто решает глобальную катастрофу - сам оказывается ее жертвой? Разобрать их поведение и жизнь после мирового апокалипсиса, чтобы показать - война затронет всех». При этом достоверности в романе добавляет факт того, что все возможные события последней мировой войны отражены с учетом научных прогнозов о последствиях атомной битвы, и это довольно страшно. Но, как это обычно бывает - очень интересно.

Віта Сусак. Олекса Грищенко. Динамоколір. - К.: Родовід, 2017

Важность этой книги, с которой не стыдно войти не только в новый год, но и в историю мирового искусства, заключается в так же не лишнем упоминании о том, что без прошлого нет будущего. А в прошлом мировые бренды в культуре распространялись во всех географических направлениях, поэтому не удивительно, что творчество художника, о котором рассказывает известный львовский автор, была связана с Украиной, Россией и Францией. В эпоху экспериментов в искусстве 1910-х годов он разработал собственное художественное направление - Динамоколір, основанный на сочетании принципов кубизма и формального языка иконы.

Также стоит упомянуть еще один «международный» момент, в котором всегда терялось первенство украинского акцента. Когда в послереволюционной Москве открыли Музей живописной культуры (1919-1929), упомянутый «динамоколір» Грищенко экспонировался рядом с экспрессионизмом Кандинского и супрематизмом Малевича, что свидетельствовало о диалоге «на равных». Что произошло в жизни метра после того, как он покинул Москву в 1919 году, оказался в Константинополе, далее - в Греции, после чего добрался до Парижа и осел во Франции - об этом можно узнать из этой роскошной книги-альбома. Не говоря уже о том, чтобы, наконец, понять, какое значение имели легендарные украинские художники-эмигранты не только для мирового «интернационального» искусства, но и для родной культуры.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X