Пять книг, которые заставят поверить в мистику

5 января 2018, 11:15

Увидеть что-то - значит окончательно в него поверить, но авторы этих книг описывают приключения своих героев, которые борются с чем-то неизвестным, сверхъестественным, неизведанным

Именно это составляет основу литературы ужаса, чьи мистические детали - сюжеты, образы, героев - иногда трудно представить в повседневной жизни, но именно эти романы с рассказами остаются популярными уже несколько веков, воодушевляя современных авторов на продолжение традиции.

Видео дня

Украинский писатель Игорь Бондарь-Терещенко собрал для НВ STYLE пять книг, которые заставят поверить в мистику.

Роберт Чемберс. Король у Жовтому. – К.: Видавництво Жупанського, 2018

Это самая известная из книг выдающегося американского писателя, продолжателя традиций причудливой и готической литературы, начатых Эдгаром По и Амброзом Бирсом, а издал он их при жизни аж девяносто, в один период творчества по книге в год! Несмотря на то, что к концу карьеры автор Короля в Желтом писал в основном исторические романы, именно этот сборник рассказов в значительной мере повлиял на всю мировую литературу в жанрах мистики и ужасов, ее ценил сам король литературы ужасов Лавкрафт, а не так давно по ее мотивам был снят сериал Настоящий детектив. Центральным мотивом сборника является таинственная книга, прочитав которую, люди сходят с ума и начинают делать ужасные вещи. Когда французское правительство перехватило переведенные экземпляры книги, которые только что прибыли в Париж и Лондон, ему, конечно же, захотелось ознакомиться с текстом.

Книга распространялась, как инфекционное заболевание: из города в город, с материка на материк, там запретили, здесь конфисковали, пресса и духовенство осуждали ее наперебой, даже самые безумные анархисты от литературы пускали ее под цензуру. Однако в тех проклятых страницах не было никаких правил, не провозглашалась ни доктрина или учение, не клеймились никакие взгляды или верования. Эту книгу невозможно было осудить по любому из известных законов. Напротив, Король в Желтом представал как невероятное произведение искусства, невероятное настолько, что никто не мог выдержать того напряжения, которое вызвали слова. Казалось, будто в этих словах пряталась эссенция чистейшего в мире яда. Банальность и невинность первого акта книги только усиливали мощный неотвратимой удар, который настигал читателя дальше.

Карлос Руїс Сафон. Тінь вітру. - Х.: Клуб Семейного Досуга, 2017

Литературная игра, аллюзии и намеки для автора этого романа не самоцель. Кому как не лос-анджелесскому сценаристу знать, что ничего в этом мире не ново? «Книги - это зеркало, в котором видишь только то, что уже имеешь в себе самом», - утверждают в его романе, и эта мысль проходит через весь рассказ. И все же это бестселлер, выдержавший тридцать переизданий и переведенный на 20 языков, интересный именно как роман-ловушка, где магический реализм Маркеса встречается с интригой Умберто Эко и готикой Борхеса. Без модного Коэльо также не обошлось в этой истории о том, как книги вторгаются в жизнь человека, безвозвратно ее меняя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Поэтому перед нами не бледный пересказ событий в послевоенной Барселоне, и не «тень ветра», поднятая культовыми предшественниками. Попадая в водоворот приключений, не свойственных интеллектуальному бестселлеру, переживаешь за его героев до последней страницы. Но никакие страсти не сравнятся с той мрачной опекой, которую с юных лет взвалил на себя сын букиниста, выбрав на Кладбище старых книг роман никому не известного автора. Взрослея, мальчик с удивлением замечает странные параллели между своей судьбой и событиями в загадочном фолианте. За ним охотятся ее персонажи, а сама жизнь юноши становится частью чужого сюжета.

Дейкр Стокер, Айєн Голт. Дракула: повстання мерців. - Х.; Клуб Семейного Досуга, 2017

Этот мистический роман - продолжение классического романа Дракула Брэма Стокера, изданного в Лондоне в 1897 году. Неизвестно, планировал ли автор дописывать свою историю, однако неопределенность ее финала (главный упырь был убит не по классической процедуре уничтожения вампиров), свидетельствовала о возможном продолжении кровавой эпопеи. В новом формате Дракула очень отличается от своего классического предшественника. Якобы уничтоженный в далекой Трансильвании группой смельчаков, легендарный вампир через 25 лет снова появляется в Европе, но уже для того, чтобы преодолеть еще более страшное зло в образе венгерской графини Елизаветы Батори, купающейся в крови своих жертв. Кто же он, этот Влад Дракула - сын Дьявола, потомок Дракона или Господень воин, борющийся с силами Зла?

Таким образом, подчеркивая известную истину о том, что Зло никуда не исчезает, а только трансформируется в более утонченные формы, авторы романа-продолжения переносят действие в начало XX века в эпоху сплошных экспериментов в области науки и техники. И если герои старого Дракулы лишь изредка использовали фонограф, телеграф и огнестрельное оружие, то сейчас ветхозаветная история окутана флером новейших достижений цивилизации. Более того, полна историческими «совпадениями»: в романе действует персонаж по имени Брэм Стокер, чей Дракула, по сюжету, конкурирует с Портретом Дориана Грея Оскара Уайльда и Франкенштейном Мэри Шелли.

Остап Українець. Малхут. - Х.: Фабула, 2017

Родной город героя, молодого контрабандиста, к которому попало загадочная переписка, описан в нем, как центр рыцарского ордена, который ставил своей целью создание политического союза свободных стран - восстановленной Речи Посполитой. Рассказывая о судьбе тамошнего бургомистра - успешного, прогрессивного и потому вымышленного - автор-дебютант, предостерегает, что это не исторический роман, а историческая спекуляция. То есть попытка представить, как оно было за «за отреставрированными новым бургомистром фасадами». Так или иначе, но очередная урбанистическая фантасмагория удалась на славу, и в период от гибели Потоцкого до появления Ивана Франко, карпатская столица живет бурной, малоизвестной, альтернативной своей жизнью экзотических героев. Конечно, интересно, как они хозяйничали, сажали на кол или прятались от власти. Впрочем, были ли они таковыми на самом деле или нет - это уже другой вопрос, главное при этом - предложить свою собственную модель истории, а уже ее наполнение будет зависеть от умения, удачи и цели автора.

«За дверима почувся шум і гуркіт, тоді шаркання ніг та цокання коштура об дерев’яну підлогу. Минула, може, хвилина, поки двері відчинилися, а в залитому сіруватим світлом проході вималювалась кульгава постать Камінського. - Доброго дня,— чомусь несміливо заговорив Іван.- Ви погодились дати мені невелике інтерв’ю для газети Діло. - Аякже! - несподівано легко і радісно погодився Камінський. - То для початку будемо знайомі. Я є, як ви розумієте, Іґнацій Камінський. Бургомістр Станіслава. - Франко, Іван Якович, журналіст, - відповів молодик і потиснув простягнуту руку».

Трюльс Вюллер. Що таке час? – Л.: Видавництво Анетти Антоненко, 2017

В книге норвежского ученого время рассматривается не только как данность, с которой нельзя что-то сделать, но прежде всего как предмет разговора, проанализированный с точки зрения физической, философской, экзистенциальной, социальной и исторической действительности. Даже чисто бытовой! Иногда, чтобы быть понятным, автор прибегает к вполне будничным примерам, которые иногда напоминают мистические формулы. Которые, тем не менее, легко растолковываются на примерах - от встречи выпускников до глобальных проблем старения. Но даже не это важно в этой увлекательной книге, а точность наблюдений автора, напряженная работа его мысли, выдает на гора «легкие», как философия Сократа, максимы.

«Проте ми усвідомлюємо річ не в русі часу, а в переживанні часу, як «чогось», що її супроводжує. Тож час не буквально приходить і йде, а може обрамлювати все, що приходить і йде. Зрозуміло, що це не конкретна, усвідомлена рамка; ми значно ближче наближаємося до розуміння реальності часу, коли називаємо його горизонтом, який усюди нас оточує, хоча ми й не осягаємо його. Бо навіть якщо час усюдисущий, як вода для риби, він також віддалений, ніби веселка для допитливої дитини».

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X