От Вены до Нью-Йорка. Топ-5 городов, где звучала украинская опера IYOV

23 мая 2021, 10:30

Самая титулованная современная украинская опера IYOV от композиторов Романа Григорива, Ильи Разумейко, режиссера Влада Троицкого и музыкальной формации Nova Opera впервые зазвучит акустически.

Произойдет это 23 мая в 19:00 на ART-СЦЕНЕ Киевской оперы (ул. Межигорская, 2).

В 2018 году опера IYOV вошла в ТОП-10 современных опер мира по версии международного конкурса Music Theatre NOW, в котором соревновались 436 спектаклей из 55 стран.

Видео дня

В 2020 году опера IYOV получила Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко.

ART-СЦЕНА Киевской оперы — интересная локация для камерной постановки. Зритель находится очень близко к исполнителям, а сцены, как таковой, нет. Эта близость и купольность зала станут составляющими чистого звука. Каждый вздох, полушепот, гул препарированного рояля — все искренне и естественно.

В спектакле IYOV тексты ветхозаветного пророка Иова зачитываются речитативом. Вокалисты поют в распахнутый рояль и различными предметами добывают из него невероятные звуки. Он превращается в настоящий симфонический оркестр, и даже — в генератор электронных звуков. Услышанное поражает как опытного меломана, так и слушателя без глубокого опыта в академической музыке.

Исполнители: Марьяна Головко (сопрано), Анна Кирш (сопрано), Александра Мелье (меццо-сопрано), Андрей Кошман (баритон), Руслан Кирш (баритон), Евгений Рахманин (бас), Татьяна Троицкая (голос), Жанна Марчинская (виолончель), Андрей Надольский (ударные), Илья Разумейко (рояль), Роман Григорив (дирижер)

За 6 лет существования постановку увидели в разных странах мира и украинских городах. Мы собрали топ-5 городов, где прозвучала опера IYOV.

Вена

В 2017 году IYOV выполнили в Венской филармонии, залы которой считаются одними из лучших в мире. Сейчас их 6: Большой или Золотой зал, зал Брамса, Стеклянный, Металлический, Каменный и Деревянный залы. Самый большой из них — Золотой. Здесь могут разместиться до 2000 человек.

Опера IYOV звучала в Стеклянном зале Венской филармонии. Его спроектировал Вильгельм Гольцбауер. Высота потолка здесь 8 метров.

Выступление формации состоялось в рамках дней украинской культуры Ukrainische Kulturtage | U stream Fest.

Голосом Иова была выдающаяся актриса Анна Беннент, она впервые озвучила тексты Иова на немецком языке. Для этого был взят перевод Мартина Лютера.

Вена — достаточно близкий город для композитора Ильи Разумейко. Он учился в Венском университете музыки и исполнительского искусства по классу композиции, сейчас приобретает новые знания в арт докторантуре. Илья настолько увлекся историей Вены, что разработал ряд авторских экскурсионных туров, в частности: Венские кладбища, Брутализм в 23-м районе Вены и Красная Вена: венская социалистическая архитектура 1920-х — 1930-х годов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
IYOV в Вене (Фото: предоставлены пресс-службой NOVA OPERA)
IYOV в Вене / Фото: предоставлены пресс-службой NOVA OPERA

Скопье

Свое 12 представление опера-реквием IYOV отметила на сцене Македонского театра оперы и балета. Это здание отличается причудливой формой, расположено на набережной реки Вардар. Белоснежное помещение построили в 1979 году как архитектурный комплекс.

Гастроли оперы IYOV в Скопье больше всего запомнились вокалисту формации NOVA OPERA Андрею Кошману: «Это был фестиваль Майские оперные вечера, который проходит в столице Македонии уже более 40 лет. Мы прилетели в Болгарию и ехали по горным дорогам Северной Македонии автобусом. Природа поражала. Но больше всего удивило количество памятников в центре Скопье. Такой концентрации не видел нигде. Местные жители рассказывали, что огромное количество новых монументов — попытка Македонии присвоить греческих национальных героев, к тому же проект их создания обошелся государству в сотни миллионов евро».

Голосом Иова в Македонии был актер Александар Михайловский.

Нью-Йорк

Чаще всего IYOV исполняли в Нью-Йорке — пять раз в течение одного месяца.

Формацию NOVA OPERA в 2018 году пригласили на фестиваль современной оперы PROTOTYPE.

«Это была самая благодарная и раскрепощенная публика, которую мы когда-либо встречали, — рассказывает композитор Роман Григорив. — Хотя и музыка, и тема постановки — серьезные, зрители в определенные моменты даже подтанцовывали, ловили ритм и потом долгое время аплодировали».

Член Американской ассоциации театральных критиков Adrian Dimanlig назвал IYOV «наиболее неожиданной и креативной премьерой фестиваля. Сочетание оригинального музыкального материала с живым виджеингом захватывает и делает этот спектакль обязательным для просмотра».

Текст Иова читала актриса Марина Келандер.

«Это очень музыкальный город, — вспоминает ударник Андрей Надольский. — На улице видел много музыкантов, они, на удивление, играли очень профессионально. Попал в заведение, где посетители под живое исполнение джазовых импровизаций рисовали. Там на столах были бумага, краски, кисточки. Интересный опыт».

«В Нью-Йорке мы познакомились с настоятелем римо-католического храма Our Lady of Refuge Church, что на Foster Avenue в Бруклине, Майклом Перри, — продолжает композитор Роман Григорив. — У него дома мы сообразили настоящую борщ-пати. А когда побывали в самой церкви — поняли, что здесь должны тоже что-то спеть. Так и появилась Месса. А сама церковь святой Марии в Бруклине — одна из самых крупных в стиле арт-деко. Представьте, мы репетировали на новом рояле Стенвей и на одном из лучших органов Америки 1911 года».

Роттердам

В 2018 году опера-реквием IYOV была хедлайнером одного из самых больших европейских оперных фестивалей Нидерландов — Роттердамские оперные дни.

Оперу показали сразу на двух наиболее современных концертных площадках Роттердама: в новом зале театра Nieuwe Luxor Theater и в большом урбанистическом зале Rotterdamse Schouwburg Grote Zaal.

«На наши показы дважды приходил один нидерландский композитор, — рассказывает Илья Разумейко. — Он мне признался, что после первого просмотра Иова молчал до следующего дня, а затем снова пришел, чтобы еще раз пережить свои эмоции».

Вокалистка Марьяна Головко добавила: «Мы там препарировали дорогой рояль — Steinway последней модели. А в нашей Национальной опере нам даже побоялись доверить свой инструмент».

Баритона Руслана Кирша Роттердам поразил модерновой архитектурой: «Там так уютно и красиво. Мы катались на катерах по реке Маас. Там любят, как пешеходов, так и автомобилистов, есть много велодорожек. Поэтому и покатались на двухколесных».

IYOV в Роттердаме (Фото: предоставлены пресс-службой NOVA OPERA)
IYOV в Роттердаме / Фото: предоставлены пресс-службой NOVA OPERA

Париж

Про деревянный зал Salle Cortot в Париже говорят, что он звучит как скрипка Страдивари.

Там и состоялась постановка оперы IYOV в 2018 году. Помещение зала 90 лет назад спроектировал архитектор Огюст Перре. Именно здесь выступали Надя Буланже, Мстислав Ростропович, Инва Мула, Пабло Казальс, Томас Хэмпсон, Наталья Гутман и другие известные музыканты.

«А репетиции мы проводили в самом сердце украинского Парижа — в стенах Украинского культурного центра имени Василия Слепака — Centre Culturel d’Ukraine en France, — вспоминает вокалистка Александра Мелье. — Это здание приобрели в 2004 году. А до этого там жил Ален Делон с Роми Шнайдер. К нам на репетициях присоединился актер Тибо Лакруа (известный по роли в фильме Народ и его король). Именно он читал текст Иова на французском».

«Иов в Париже прошел красиво и с аплодисментами и „браво“ стоя. Полный зал Корто — это показатель. Не фольклором единым. Украинская современная академическая музыка в мире востребованна. Браво, автора, браво, мощные исполнители». (Писательница Ирена Карпа)

«В Париже мы дополнительно отыграли оперу IYOV в уникальном готическом соборе начала 16 века. Его в народе называют „маленький Нотр-Дам“, — рассказывает солистка Анна Кирш. — Представляете — в колокольне Église Saint-Merry сохранился старинный колокол 1331 года!».

«Вход был бесплатным, в храм заходили как туристы, так и прихожане, а также люди, что случайно прогуливались мимо и услышали нас», — рассказывает Александра Мелье. «После выступления состоялось и обсуждение тем, которые поднимаются в опере. Модератором был почтенный преподаватель философии и политологии университета Пантеон-Ассасе — Филипп де Лара».

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X