Бесконечность не предел. Рецензия на мультфильм История игрушек 4

22 июня 2019, 06:44

В украинский прокат выходит мультфильм История игрушек 4 — четвертый эпизод саги, описывающей жизнь и приключения ковбоя Вуди, космонавта База Лайтера, пастушки Бо Пип, таксы Спиральки и остальной компании пластиковых, резиновых и тряпичных изделий, созданных для детей.

НВ
Фото: НВ

Порядковый номер мультика говорит лишь о долговечности (уходящей в бесконечность) этой истории. О ее проверенных временем героях и их прочных позициях в современной поп-культуре. А еще о том, что, когда есть, что сказать, порядковый номер не имеет значения.

Видео дня

Сюжет

Начинается все с флэшбека. Между вторым и третьим мультиками серии куда-то исчез довольно важный в жизни Вуди персонаж — фарфоровая пастушка Бо Пип (и ее трехголовая овечка). У ребят намечалась романтическая линия, но с Бо Пип перестала играть сестра хозяина Вуди — Молли. Игрушку было решено отдать другому владельцу.

Прошло много лет. В третьей части Вуди, Базз и компания чуть не погибли, но все закончилось хорошо: игрушки сменили хозяина и вместо повзрослевшего Энди попали к Бонни — любящей и заботливой девочке.

В свой первый день в школе Бонни по заданию учительницы мастерит из попавшего под руку мусора: пластиковая вилка, жвачка, палочка от мороженного, проволочка и два разных размеров пластиковых глаза, новую игрушку. Форки (так нарекает новорожденного персонажа Бонни) впервые открывает глаза, оглядывается на мир и сразу погружается в экзистенциальную пропасть: он не может принять факт своего существования и считает, что мусору место в мусорнике.

Чтобы смириться с тем, что он таки игрушка, Форки придется пройти через испытания, которые ураганом вовлекут в свои непредсказуемые вихри Вуди, База и всех остальных. Столкнут их самих с базовыми вопросами бытия и, что важно — с той самой Бо Пип, которая за годы скитаний превратилась в настоящую воительницу: потрепанную приключениями, но несокрушимую.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Сценарий и драматургия

Возвращаясь к тезису про прочное укоренение в современной поп-культуре, стоит уточнить, что, собственно, современная поп-культура, по крайней мере ее определенный мультипликационный этап, началась с Истории игрушек, вышедшей в далеком 1995 году.

Уже тогда вся эта затея казалась крайне амбициозным проектом: первый полнометражный мультфильм, полностью созданный на компьютере, задал планку как внешнего, так и внутреннего качества, которое студия стремилась достигать и развивать в своих последующих работах. За Pixar потихоньку подтягивались все остальные (DreamWorks Animation, например).

С каждой серией Истории игрушек ее создатели добавляли героям новое измерение. В первой части формировались характеры Вуди и База: из настоящих эгоцентриков они превратились в настоящих друзей, заботящихся о своем владельце — мальчике Энди и об остальных игрушках. Во второй — ребята узнали кое-что важное о своем прошлом и убедились в правильности выбранного пути. В третьей — увидели настоящий игрушечный ад, стали еще сплоченнее и собрали в прокате первый «пиксаровский» миллиард.

Как видно, экзистенциальный флер витал над этой историей всю дорогу, но своего если не пика, то качественного логического развития он достиг именно в четвертом фильме серии.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Здесь не без помощи непутевой Форки и возвращения Бо Пип Вуди переосмысляет свои прочно укорененные в догме игрушка-должна-служить-ребенку жизненные ценности. Он впервые задумывается о самостоятельном плавании. О том, что его существование не должно опираться на служение чему-то или кому-то, а может быть просто существованием. Ради себя и той, кого любишь.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

В общем, Вуди осознает, что в жизни есть много дорог, и он может выбрать не только одну.

Вспоминая события предыдущих частей саги, понимаешь, насколько тяжело ему, бесконечно преданному Бонни и своим друзьям, даже подумать о таком.

Тем не менее, История игрушек — это как полная проверок на прочность жизнь. Ее главные герои формально фабричные изделия, по факту же — переполненные сознанием существа, которые учат доброму нас и учатся, становясь живее от серии к серии, сами.

Вслед за Вуди многое о себе понимают и герои второстепенных линий, ловко переплетенных с основной, магистральной. Главная злодейка мультфильма — кукла по имени Габи-Габи оказывается не злой, а переполненной страха одиночества игрушкой.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Точно так же боятся остаться без ребенка сшитые вместе плюшевые Зая и Утя. Они скрывают свой страх за пацанской бравадой, но его причины раскрываются довольно быстро.

Верный друг Вуди — космический рейнджер Баз Лайтер сталкивается с кризисом мужественности. Он пытается следовать своему внутреннему голосу, слушая записанные на своей же микросхеме стандартные заводские фразы.

Вообще История игрушек 4, благодаря своему режиссеру Джошу Кули, делает плавный реверанс в сторону женских персонажей. Такого с мультфильмами серии не было никогда.

Они здесь (Бо Пип, Габи-Габи) наделены силой, властью, смелостью идти до конца. Мужчины же оказываются по большей части на распутье. Через испытания проходят, понятное дело, все, но у Вуди и База они оказываются более системообразующими. В силу того, что ребятам давно пора встать на следующую ступеньку в развитии.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Актеры и картинка

Приключения Вуди и компании всю дорогу напоминают похождения персонажей Ходячих мертвецов. Их мир точно так же полон опасностей. Им точно так же нужно вести себя скрытно. Они точно так же находят смекалистые решения для возникающих проблем.

И наблюдать за тем, с какой изобретательностью ребята пытаются спасти Форки, плюс выбраться из передряг, в которые попадают по пути — сплошное удовольствие.

Люди здесь традиционно играют роли третьего плана. Это обусловлено, во-первых, сюжетом: стандартное место человека в Истории игрушек занимают игрушки, а, во-вторых, техническими особенностями: в 1995-м рисовать на компьютере людей умели не очень хорошо.

Таким образом, человек тут если не бог (скорее, нет), то некое условие, которое незаметно для себя влияет на жизнь игрушек и получает такое же незаметное для себя влияние в ответ (не стоит забывать, что Форки был создан не без помощи Вуди).

В остальном перед нами еще один пример технического чуда, на которое способна современная западная анимация.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

История игрушек 4 — вердикт НВ

10/10

Каждая часть Истории игрушек в момент своего выхода повышала планку качества. И сейчас, после премьеры четвертого и вполне возможно лучшего мультфильма не только серии, но и каталога Pixar, эта планка уже не нужна.

Перед нами пример идеального баланса между детским и взрослым, между трогательным и серьезным, между смешным и важным. Независимо от того будет пятый фильм или спин-офф, или какая-то другая форма продолжения, История игрушек 4 — это самостоятельный шедевр, к которому надо будет не раз вернуться.


История игрушек 4

Toy Story 4

2019 год

США

Режиссеры — Джош Кули

В главных ролях: Том Хэнкс, Тим Аллен, Энни Поттс, Кристина Хендрикс, Тони Хейл, Джоан Кьюсак, Блэйк Кларк и другие.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо НВ
X