Финал Голодных игр. Страх и ненависть в Панеме
Когда весной 2011‑го 20‑летняя Дженнифер Лоуренс получила предложение сыграть главную роль в экранизации бестселлера Голодные игры, она попросила у продюсеров три дня на раздумья. Оказавшись лучшей среди 30 претенденток, актриса все еще не знала, готова ли к радикальной смене образа жизни и переходу из независимого кино в Голливуд.
Четыре года спустя на счету Лоуренс премия Оскар за роль в картине Мой парень — псих (2012) и реноме самой состоятельной актрисы мира. В 2014‑м она заработала $52 млн, а западная пресса называет ее лучшей представительницей своего поколения. Тем временем на экраны выходит картина Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2 — заключительный эпизод успешной серии, которая вывела Лоуренс в высшую лигу мирового кино.

Новый фильм станет финалом экранизации популярной анти-утопии Сьюзен Коллинз о жестких правилах жизни в вымышленном государстве Панем. За три года, в течение которых выходили три тома ее романа, только в США было продано более 65 млн экземпляров книги. Для сравнения: последняя книга о Гарри Поттере Джоан Роулинг вышла в США тиражом в 12 млн, и это самый большой американский тираж из всех книг о мальчике-волшебнике.
Будучи перенесенным на экран, сюжет Голодных игр оказался не менее успешен, чем книга. При суммарном бюджете в $340 млн первые три части ленты собрали в мировом прокате $2,3 млрд. Эта сумма позволила франшизе войти в топ-20 наиболее успешных киносерий в истории.
Новой картине предстоит закрепить успех предшественников. Залогом успеха Сойки-пересмешницы станет режиссура Френсиса Лоуренса, который снял две предыдущие части блокбастера, а также растущий профессионализм исполнившей главную роль его однофамилицы. Об этом твердят критики, первыми оценившие достоинства боевика. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, собирающего рецензии на новинки, 79% специалистов поставили фильму высокие баллы.
Это, пожалуй, наиболее мрачный блокбастер на моей памяти, Том Хаддлстон, обозреватель британского издания TimeOutСреди недостатков нового произведения Лоуренса эксперты называют неоправданную затянутость повествования и слабую романтическую линию. В числе достоинств — небывалую глубину картины, которая показывает тиранию и войну в свойственной им неоднозначности.
“Это, пожалуй, наиболее мрачный блокбастер на моей памяти,— Том Хаддлстон из британского издания TimeOut описывает свои впечатления от просмотра четвертых Голодных игр.— Это смелое высказывание о неумолимом характере войны, мотивы которой бесстыдно политические, а эмоциональные последствия разрушительны”.

Жизнь и смерть на съемках
Как только вышли книги Коллинз о жестоком государстве Панем, где ежегодно на потеху столичным жителям парни и девушки из провинции обязаны принимать участие в кровавых голодных играх на выживание, Лоуренс прочла их за считаные дни. Впрочем, исполнительницей главной роли Китнисс Эвердин, которая поменяла правила игр в Панеме и спровоцировала революцию, актриса себя не представляла. Ведь героиня, в отличие от неуклюжей американки, была искусной лучницей.
Впрочем, едва согласившись на съемки, Лоуренс быстро освоилась с образом своенравной девушки. К тому же личная история взросления оказалась созвучна переживаниям героини. Подобно Китнисс, по мере развития событий привыкающей к славе и растущей ответственности, актриса сживалась с популярностью и назойливостью папарацци и хакеров.
Четвертую часть франшизы снимали одновременно с третьей, при этом география локаций оказалась как никогда широкой. Площадками для работы над картиной стали американская Атланта, небольшие города штата Джорджия, а также европейские столицы Париж и Берлин. Съемки начались осенью 2013‑го, еще до выхода второй части Голодных игр, наиболее кассово успешной на сегодняшний день. Большую часть материала отсняли к лету 2014‑го.
Завершив работу над картиной, участники процесса чаще всего отмечают дружескую атмосферу, царившую на площадке. А еще вспоминают об участии в ленте оскароносного Филипа Сеймура Хоффмана. Выдающийся актер, в резюме которого культовые картины и награды наиболее авторитетных фестивалей, снимался в роли второго плана.
2 февраля прошлого года, когда мастеру перевоплощений оставалось сыграть всего две сцены для второй Сойки-пересмешницы, он скончался от передозировки наркотиками. Коллеги тяжело перенесли уход Хоффмана и на несколько дней прервали съемки. Затем часть сценария последних Голодных игр переписали. В результате слова, которые персонаж актера должен был произносить самостоятельно, превратились в письмо, прочитанное от его имени.

Тяжелое кино
Зрители еще только предвкушают прощальную встречу с любимыми обитателями Панема, в то время как критики уже обсуждают достоинства и недостатки новой картины. Специалисты едины в оценке игры Лоуренс — актриса достигла максимальной глубины в раскрытии образа воинственной Китнисс.
Американке удалось передать трансформации, которые происходят с ее героиней под влиянием трагичности и жестокости окружающей реальности, утверждают обозреватели зарубежных СМИ. Она мастерски балансирует между смелостью, грустью и теми сомнениями, которые раздирают ее изнутри.
При этом критики также отмечают невиданную кровожадность финальных Голодных игр. Эта история, где подростков подталкивают к хладнокровным убийствам, и прежде выбивалась из традиционного ряда картин для подростков. Однако теперь франшиза окончательно перестала притворяться серией для старшеклассников и стала серьезным рассказом об инструментах тирании. Таким образом, она повзрослела вместе со своими фанатами и будет для них по‑прежнему интересна — на это и рассчитывают создатели фильма, считают критики.
В чем картина откровенно проигрывает сородичам по жанру, так это в изображении любовной линии, соглашаются критики. Впрочем, этот недостаток полностью компенсируется виртуозным изображением актуальных инструментов политической борьбы.
“Это тяжелое кино, где можно найти все — от коррумпированных политиков, классового неравенства и порождающей панику пропаганды до войны и даже посттравматического стрессового расстройства”,— характеризует фильм Эми Уэст из британского International Business Times.
Материал опубликован в НВ №43 от 20 ноября 2015 года