Финал Голодных игр. Страх и ненависть в Панеме

19 ноября 2015, 19:31
Вторая часть кассового боевика Голодные игры: Сойка-пересмешница и его звезда Дженнифер Лоуренс готовятся к завоеванию зрителей. Это больше не фильм для подростков, а вполне взрослое кино с невиданной жестокостью на экране

Когда весной 2011‑го 20‑летняя Дженнифер Лоуренс получила предложение сыграть главную роль в экранизации бестселлера Голодные игры, она попросила у продюсеров три дня на раздумья. Оказавшись лучшей среди 30 претенденток, актриса все еще не знала, готова ли к радикальной смене образа жизни и переходу из независимого кино в Голливуд.

Видео дня

Четыре года спустя на счету Лоуренс премия Оскар за роль в картине Мой парень — псих (2012) и реноме самой состоятельной актрисы мира. В 2014‑м она заработала $52 млн, а западная пресса называет ее лучшей представительницей своего поколения. Тем временем на экраны выходит картина Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2 — заключительный эпизод успешной серии, которая вывела Лоуренс в высшую лигу мирового кино.

Это, пожалуй, наиболее мрачный блокбастер на моей памяти, Том Хаддлстон, обозреватель британского издания TimeOut
Это, пожалуй, наиболее мрачный блокбастер на моей памяти, Том Хаддлстон, обозреватель британского издания TimeOut Фото:

Новый фильм станет финалом экранизации популярной анти-утопии Сьюзен Коллинз о жестких правилах жизни в вымышленном государстве Панем. За три года, в течение которых выходили три тома ее романа, только в США было продано более 65 млн экземпляров книги. Для сравнения: последняя книга о Гарри Поттере Джоан Роулинг вышла в США тиражом в 12 млн, и это самый большой американский тираж из всех книг о мальчике-волшебнике.

Будучи перенесенным на экран, сюжет Голодных игр оказался не менее успешен, чем книга. При суммарном бюджете в $340 млн первые три части ленты собрали в мировом прокате $2,3 млрд. Эта сумма позволила франшизе войти в топ-20 наиболее успешных киносерий в истории.

Новой картине предстоит закрепить успех предшественников. Залогом успеха Сойки-пересмешницы станет режиссура Френсиса Лоуренса, который снял две предыдущие части блокбастера, а также растущий профессионализм исполнившей главную роль его однофамилицы. Об этом твердят критики, первыми оценившие достоинства боевика. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, собирающего рецензии на новинки, 79% специалистов поставили фильму высокие баллы.

Это, пожалуй, наиболее мрачный блокбастер на моей памяти, Том Хаддлстон, обозреватель британского издания TimeOut

Среди недостатков нового произведения Лоуренса эксперты называют неоправданную затянутость повествования и слабую романтическую линию. В числе достоинств — небывалую глубину картины, которая показывает тиранию и войну в свойственной им неоднозначности.

“Это, пожалуй, наиболее мрачный блокбастер на моей памяти,— Том Хаддлстон из британского издания TimeOut описывает свои впечатления от просмотра четвертых Голодных игр.— Это смелое высказывание о неумолимом характере войны, мотивы которой бесстыдно политические, а эмоциональные последствия разрушительны”.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Жизнь и смерть на съемках

Как только вышли книги Коллинз о жестоком государстве Панем, где ежегодно на потеху столичным жителям парни и девушки из провинции обязаны принимать участие в кровавых голодных играх на выживание, Лоуренс прочла их за считаные дни. Впрочем, исполнительницей главной роли Китнисс Эвердин, которая поменяла правила игр в Панеме и спровоцировала революцию, актриса себя не представляла. Ведь героиня, в отличие от неуклюжей американки, была искусной лучницей.

Впрочем, едва согласившись на съемки, Лоуренс быстро освоилась с образом своенравной девушки. К тому же личная история взросления оказалась созвучна переживаниям героини. Подобно Китнисс, по мере развития событий привыкающей к славе и растущей ответственности, актриса сживалась с популярностью и назойливостью папарацци и хакеров.

Четвертую часть франшизы снимали одновременно с третьей, при этом география локаций оказалась как никогда широкой. Площадками для работы над картиной стали американская Атланта, небольшие города штата Джорджия, а также европейские столицы Париж и Берлин. Съемки начались осенью 2013‑го, еще до выхода второй части Голодных игр, наиболее кассово успешной на сегодняшний день. Большую часть материала отсняли к лету 2014‑го.

Завершив работу над картиной, участники процесса чаще всего отмечают дружескую атмосферу, царившую на площадке. А еще вспоминают об участии в ленте оскароносного Филипа Сеймура Хоффмана. Выдающийся актер, в резюме которого культовые картины и награды наиболее авторитетных фестивалей, снимался в роли второго плана.

2 февраля прошлого года, когда мастеру перевоплощений оставалось сыграть всего две сцены для второй Сойки-пересмешницы, он скончался от передозировки наркотиками. Коллеги тяжело перенесли уход Хоффмана и на несколько дней прервали съемки. Затем часть сценария последних Голодных игр переписали. В результате слова, которые персонаж актера должен был произносить самостоятельно, превратились в письмо, прочитанное от его имени.

Тяжелое кино

Зрители еще только предвкушают прощальную встречу с любимыми обитателями Панема, в то время как критики уже обсуждают достоинства и недостатки новой картины. Специалисты едины в оценке игры Лоуренс — актриса достигла максимальной глубины в раскрытии образа воинственной Китнисс.

Американке удалось передать трансформации, которые происходят с ее героиней под влиянием трагичности и жестокости окружающей реальности, утверждают обозреватели зарубежных СМИ. Она мастерски балансирует между смелостью, грустью и теми сомнениями, которые раздирают ее изнутри.

При этом критики также отмечают невиданную кровожадность финальных Голодных игр. Эта история, где подростков подталкивают к хладнокровным убийствам, и прежде выбивалась из традиционного ряда картин для подростков. Однако теперь франшиза окончательно перестала притворяться серией для старшеклассников и стала серьезным рассказом об инструментах тирании. Таким образом, она повзрослела вместе со своими фанатами и будет для них по‑прежнему интересна — на это и рассчитывают создатели фильма, считают критики.

В чем картина откровенно проигрывает сородичам по жанру, так это в изображении любовной линии, соглашаются критики. Впрочем, этот недостаток полностью компенсируется виртуозным изображением актуальных инструментов политической борьбы.

“Это тяжелое кино, где можно найти все — от коррумпированных политиков, классового неравенства и порождающей панику пропаганды до войны и даже посттравматического стрессового расстройства”,— характеризует фильм Эми Уэст из британского International Business Times.

Материал опубликован в НВ №43 от 20 ноября 2015 года

Показать ещё новости
Радіо NV
X