Первая скрипка Берлинской филармонии. Арт-директор New Era Orchestra о предстоящем концерте Дайшин Кашимото в Киеве
20 октября в Национальной филармонии Украины состоится концерт New Era Orchestra (Украина) совместно с солистом и первым концертмейстром Берлинской филармонии Дайшин Кашимото (Япония — Германия).
Визит звездного скрипача в Украине является инициативой арт-директора и дирижера оркестра Татьяны Калиниченко. В программе концерта прозвучат Восьмая симфония и Концерт для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена — немецкого композитора, который даже в наше время, в начале 21 века, остается самым популярным среди самых выдающихся композиторов мира.
Накануне выступления New Era Orchestra с Дайшин Кашимото расспросили Татьяну Калиниченко о предстоящем концерте, культурной дипломатии и дирижерском деле в Украине.
Расскажите об идее совместного концерта New Era Orchestra и Дайшин Кашимото? Какая история вас связывает?
С момента основания оркестра в 2007 году мы прилагаем колоссальные усилия для развития международных связей. Визит звездного скрипача Дайшин Кашимото в Украину является логическим продолжением международной стратегии. Наше сотрудничество особенно интересно потому, что Дайшин не только топовый солист, но и концертмейстер Berliner Philharmoniker, который считается самым известным и лучшим симфоническим оркестром в мире. Коллектив — многократный лауреат премий Грэмми, Граммофон, ЭХО и других музыкальных наград. В следующем году оркестру исполнится 140 лет, и это событие Берлинская филармония отметит в Украине, на сцене Одесской национальной оперы.

Насколько вырос или упал интерес к Украине в мире? Какие критерии оценки уровня интереса к нам?
Я считаю, что интерес к Украине постоянно растет. Мы со своей стороны делаем все возможное и невозможное для формирования положительного имиджа страны. Например, в 2018 году New Era Orchestra участвовал в топовом музыкальном фестивале Septembre Musical в Швейцарии, где впервые за 73 года его существования достойно представил Украину, став настоящим украинским прорывом. Наш дебют продемонстрировал огромный потенциал нового поколения украинских музыкантов.
Как отмечают наши коллеги за рубежом, украинцы очень инновационны и изобретательны. То, что заложено в нас от природы, очень ценится на Западе. Но, по моему мнению, если это совместить с преданностью своему делу, вниманием к деталям и интуицией, мы сможем покорить весь мир.
Можно ли утверждать, что женщина-дирижер наконец перестала быть явлением эксклюзивным в сфере дирижирования? Чувствуете ли вы сопротивление на любых уровнях по гендерному признаку?
Обычно, чтобы чего-то достичь, мужчине нужно сделать условно сто шагов, а женщине, чтобы достичь того же уровня, — минимум десять тысяч. Это непосредственно касается профессии дирижера. Столетиями считалось, что дирижер оркестра — это исключительно профессия для мужчин, однако в последнее время случилось многое. Например, Гарольд Кларксон, вице-президент IMG Artists и наш консультант, считает, что сейчас наступила эра женщин-дирижеров. Вместе с тем, на должностях главных дирижеров ведущих оркестров мира в основном мужчины. По мнению The New York Times, женщины-дирижеры до сих пор часто сталкиваются со стереотипами, что они слишком слабы для управления оркестром, продолжают получать сексистские отзывы коллег-мужчин, их часто критикуют даже за то, как они одеты.

Однако изменения уже происходят! Есть примеры успешных женщин дирижеров, которые занимают топовые позиции. Это Карина Канеллакис, главный дирижер Нидерландского радиофилармоничного оркестра; Элим Чан, главный дирижер симфонического оркестра в Антверпене; Лина Гонсалес-Гранадос, дирижер оркестра Филадельфии; Джемма Нью, дирижер из Новой Зеландии, которaя является приглашенным главным дирижером Даллаского симфонического оркестра; Даля Стасевская, приглашенный главный дирижер Симфонического оркестра ВВС.
Для того, чтобы наступили кардинальные изменения, может потребоваться несколько лет, но они уже начались, и этот процесс неизбежен.
Впервые в жизни я хочу рассказать историю, которая дала мне крылья. В 2011 году я работала дирижером Национального президентского оркестра и уже параллельно возглавляла New Era Orchestra. Фактически в день вылета на гастроли New Era Orchestra во Францию, в ноябре 2011 года, главный дирижер Национального президентского оркестра поставил меня перед выбором: или я никуда не лечу и остаюсь работать, или я прямо сейчас пишу заявление об увольнении. Мне было очень больно и очень трудно принять это решение, но я его приняла и за несколько часов до вылета во Францию я была уволена. Сейчас, спустя 10 лет, я понимаю что это было одно из лучших решений в моей жизни.
Скоро 15 лет со времени создания New Era Orchestra. Планируете какую-то особую юбилейную программу?
Конечно, я об этом помню и все время думаю. Как только мы сможем поделиться с вами деталями, мы обязательно это сделаем.
Концерт с Дайшин Кашимото был анонсирован на декабрь 2020 года в рамках мирового празднования большого бетховенского юбилея. Однако из-за пандемии, карантинов и закрытие границ концерт был перенесен на 2021 год.
Концерт Кашимото с New Era Orchestra состоится при поддержке Art Mentor Foundation Lucerne и и Goethe Institute в Украине. Партнером мероприятия является культурный центр Дом Мастер Класс.