Творец смотрит в бездну. Рецензия на мюзикл с Адамом Драйвером и Марион Котийяр Аннетт

12 сентября 2021, 12:30

В украинский прокат вышел фильм Аннетт — новая работа французского режиссера Леоса Каракса — постановщика, известного в узких кругах бросающимся в глаза, ярким визуальным стилем, дикими сценарными решениями, интимными темами, музыкальностью.

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

Все это есть в Аннетт — поставленном по истории, написанной участниками культовой группы Sparks (у ребят есть альбом The Seduction of Ingmar Bergman; им не впервой заигрывать с кино), мюзикле о двух популярных творческих единицах, переживающих разные этапы своего брака. В этой прекрасной картине достаточно неожиданных, эксцентричных элементов и присущей режиссеру меланхолии.

Видео дня

1. Сюжет

В современном Лос-Анджелесе пресса следит за развитием брака двух звезд: оперной дивы по имени Энн Дефрансну и известного своими провокационными выступлениями стендап-комика по имени Генри МакГенри (сценический псевдоним — Обезьяна Бога).

На камеры ребята искрятся любовью, да и дома транслируют в сторону друг друга заботу и нежность. По крайней мере до рождения ребенка — девочки по имени Аннетт — субъекта умиления для публики, но водораздела между «все хорошо» и «все плохо» для Энн и Генри.

Аннетт потихоньку взрослеет, пропасть между супругами потихоньку растет, всплывают очень нехорошие факты о прошлом МакГенри. Как следствие, его карьера катится по наклонной, а напряжение внутри семьи нарастает теперь уже по экспоненте. Впереди черными буквами маячит слово «смерть».

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Сценарий фильма Аннетт, придуманный Роном и Расселом Мэйл из группы Sparks и самим режиссером, довольно прост. В первой половине он представляет из себя пунктирную в своем темпе историю про начало распада отдельно взятого брака двух знаменитостей. Под воздействием не столько конфликта популярностей, сколько опасного, маниакального эгоизма, который транслирует Генри МакГенри.

Тень в его душе видна уже в самом начале, по первому выступлению: намеренно не смешному, скорее, демонстративно хулиганскому. По мере развития сюжета тень эта будет расти и во второй половине фильма перед нами предстанет опасный человек, который заботится только о своем болезненном эго. А остальных жестоко использует. Даже имя и повторяющая его фамилия героя Адама Драйвера намекают, по велению режиссера или нет, на другого психопата из классики 90-х — Генри из фильма Генри: портрет серийного убийцы.

Героиня Котийяр здесь соответственно немного на втором плане. Ее Энн Дефрансну — нежна, доверчива, ведома. Выбранные авторами профессии главных героев, вообще, говорят сами за себя: агрессивность и угрозу МакГенри проще всего транслировать через стендап, хрупкость и красоту Энн — через оперные арии.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Непонятно кто — Каракс или Мэйлы — придумал центральную метафору фильма (дальше спойлер!): Аннетт родилась деревянной куклой. Очень буквальная, но от этого совершенно не оскорбляющая, демонстрация отношения Генри к другим: он видит в людях не субъекты, а объекты для манипуляций, кукол (как и в своих стендап выступлениях).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Если с куклой непонятно, то со многим остальным вполне. Каракс опять снял фильм про трагическую, невозможную любовь, которая не лечит, а калечит (Любовники с Нового моста, Дурная кровь). И в случае с фильмом Аннетт причиной для трагедии становится поведение творца, автора, читай самого Генри. Каракс бы не взялся за историю, если бы не смог наполнить ее собой, и здесь вполне возможно таится горькое отражение окутанной тайной гибели гражданской жены режиссера, российской актрисы Екатерины Голубевой в 2011 году.

От их брака у Каракса осталась дочь Анастасия.

Режиссер долго формулирует, но в финале этой изысканной истории про эксплуатацию и славу обнажает душу и подводит нас к простой мысли о том, что одиночество — это отсутствие любви. И что никто кроме тебя в этом отсутствии не виноват.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Сюжетный каркас фильма Аннетт хоть и прост, но наполнен неожиданными, сюрреалистичными элементами. Начинается действие с пролога: режиссер, братья Мэйлы, актеры и актрисы разрушают четвертую стену и предупреждают, смотря в камеру, что сейчас нас ждет история с неожиданными поворотами. По сути, в этой начальной песне нас готовят ко всему, что будет дальше.

Свой предыдущий фильм Корпорация Святые моторы Каракс тоже начинал с интро, только там режиссер, разрушая четвертую стену, проваливался в сон, которым и казалось все последующее действие. Для Каракса видимо важно таким образом поместить себя в произведение, как бы взять зрителя за руку и начать вести по эмоциональным закоулкам своего фильма.

Если говорить о соотношении тьмы и света, Аннетт — темная картина. Действие здесь по большей части происходит ночью или в затемненных пространствах. Что хорошо рифмуется и окутывает в дополнительную тьму темы фильма, его грустный сюжет. То же самое касается и написанной Sparks музыки (формально Аннетт — первый мюзикл в фильмографии Каракса, по факту же музыкой наполнены все его работы; в Святых моторах играла Кайли Миноуг) — торжественной и меланхоличной одновременно.

Адам Драйвер не очень хороший певец. Это слышно, но его пение общее впечатление не портит: скрытую за толщей льда гримасу, как мы помним по новым Звездным войнам, играет актер отлично.

С Марион Котийяр поступили хитрее: за нее поет профессиональная певица Кэтрин Троттманн. Но у французской актрисы и партии были сложнее. Все-таки опера.

Оба персонажа написаны не то чтобы подробно. И в этом немногословном фильме, где Энн и Генри поют о своих эмоциях в данный конкретный момент, многое за них говорят опять-таки их профессии.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Аннетт — вердикт НВ

9/10

Фильм Аннетт — изначально чужая история (Братья Мэйл запитчили ее Караксу в Каннах несколько лет назад), которую режиссер переписал своим почерком. Получился авторский мюзикл вроде как понятно о чем. Но при этом чувствуется, что фильм Аннетт точно так же, как, например, и фильм Корпорация Святые моторы, навсегда останется энигматичной историей, ясной только своему режиссеру.

В этом и заключается прелесть Каракса — автора страшно кинематографичных, не всегда легко считываемых, экстремально эмоциональных картин, которые обезоруживают и завораживают терпеливого зрителя.


Аннетт

Annette

2021 год

Франция, Бельгия, Германия, США

Режиссер — Леос Каракс

В главных ролях: Адам Драйвер, Марион Котийяр, Саймон Хелберг, Рила Фукусима, Рассел Мэйл, Рон Мэйл, Настя Каракс и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X