Молчание=смерть. Рецензия на социальную драму Робена Кампийо 120 ударов в минуту
Воспоминания часто не только причина ностальгии и страданий, но и источник вдохновения и невероятных историй борьбы. Это целиком подтверждает драма французского режиссера Робена Кампийо 120 ударов в минуту, которая выходит в украинский прокат ко Всемирному дню борьбы со СПИДом
Кампийо, прошедший в кинематографе путь от монтажера до режиссера, идею снять кино об активистах парижской организации Act Up, добивавшейся большего информирования общества о ВИЧ-инфекции и улучшения жизни людей, больных СПИДом, вынашивал давно. «Некоторые сцены я создал 20 лет назад», — говорит он.
Режиссер присоединился к Act Up в 90-х и был ее активным участником около пяти лет: посещал митинги, конференции и акции, занимался изучением других опасных болезней (в частности, туберкулеза). Также писал ответные статьи на дискриминирующие ВИЧ-инфицированных и представителей секс-меньшинств материалы в СМИ.

«Я вспоминал свой собственный опыт из той эпохи: о том, как в определенный момент мы перестали чувствовать себя жертвами этой болезни, а почувствовали, что нам нужно брать события в свои руки и активно принимать участие в борьбе. Перейти от позиции жертвы к позиции активного участия. Другого выбора у нас не было — речь шла о жизнях наших близких», — вспоминает Кампийо.
При этом задуманный десятилетия назад фильм сегодня оказался таким актуальным, что получил гран-при Каннского кинофестиваля и похвалы маститых режиссеров. Кроме того, третья режиссерская работа Кампийо была отобрана как картина, которая представит Францию на следующей кинопремии Оскар.
Сюжет
Париж, 90-е годы. В стране набирает обороты эпидемия ВИЧ, но это больше беспокоит гражданских активистов, чем государство. Неосведомленность общества и отсутствие доступа к средствам защиты порождают все новые и новые случаи инфицирования.
Активисты парижской Act Up вынуждены сами разбираться в медицинских терминах, следить за исследованиями, чтобы спасти себя и своих близких, а также проводить информационные акции, чтобы противостоять распространению болезни.
«Мы пришли в эту организацию Act Up после 10 лет сдержанного молчания. Мы были жертвами болезни и у нас не было сил что-либо с этим делать. И через 10 лет произошел определенный прорыв, и мы начали говорить все, что хотели: требовали легализовать все наркотики, закрыть все тюрьмы, требовали прекратить дискриминацию гомосексуалов. Мы полностью освободили себя, чтобы говорить обо всем, что угодно», — вспоминает о годах активистской жизни Кампийо.

Организация — как некий живой организм, со своими активными и пассивными центрами, противоречиями и конфликтами, но общей целью. В Act Up постоянно приходят новые активисты, как ВИЧ-позитивные, так и здоровые, а каждое собрание начинается новостями о тех, кого забрала болезнь.
Сценарий и драматургия
Режиссер говорит, что само написание сценария заняло год-полтора времени, но к этому времени он намного дольше создавал его в своей голове. Дописанный Кампийо сценарий постоянно менялся, правки вносились после первой встречи с актерским составом, а также по ходу подготовки к съемкам. «В итоге, когда мы снимали, я практически не смотрел в сценарий, настолько он был изменен», — рассказывает он и добавляет, что наименее поправок было в диалогах.

Сценарий, признает режиссер 120 ударов…, был самой большой сложностью в работе над картиной. «Я писал сценарий, опираясь на собственные воспоминания, я не пользовался другими документами, а погружался в себя и что-то вспоминал. И поскольку речь шла об эмоционально трудных моментах, иногда мне было эмоционально сложно переживать все заново», — говорит Кампийо.

Что касается драматургии, то она полностью подчинена намерениям режиссера оставить зрителя не просто наблюдателем, а полностью погрузить его в ту среду. Сначала Кампийо «приводит» нас в Act Up, знакомит с внутренней организацией, но постепенно, через многочисленные мини-истории и события, стирающие пределы личного пространства, мастерски делает частью происходящего.
«Второе, чего я хотел добиться этим фильмом — это ощущение эмоционального переживания в связи с теми событиями. Не всегда наши эмоции шли в том русле, как мы себе планировали, представляли, как это должно выглядеть. Но нужно сказать, что наша совместная деятельность несла для нас большую радость», — отмечает он и говорит: чтобы отдать дань жизнеутверждающей роли пребывания в Act Up, дополнил первоначальное название Удары в минуту (BPM) цифрой, обозначающей биты клубной музыки и учащенное сердцебиение.

Картинка
Режиссер и команда воссоздают на глазах зрителя Париж 90-х, который был бы привычен сегодняшнему поколению. Кампийо признается, что умышленно подбирались костюмы, которые выглядели бы современно и сегодня. Видимо, так создатели хотят облегчить диалог с молодежью, которая в противовес героям фильма чувствует себя сверхзащищенной: «Молодежь во Франции почти не говорит об этой проблеме, потому что во Франции ее почти победили. И это имеет обратный эффект: ведь некоторые из них приходят в больницы уже больными, так как не видели необходимости проверяться».
При этом сцены обычной жизни активистов разбивают замедленные кадры со зрелищных акций протеста, Гей-прайдов и многочисленных ночных тусовок, а также многократно увеличенное изображение процессов в клетках человеческого организма.

Актеры
Кастинг актеров, рассказывает Кампийо, длился девять месяцев. Героев искали во всех возможных местах: театрах, в Facebook и даже сайте знакомств для геев. «Актеры в моем фильме в большинстве своем молоды, потому что мы сами были молоды. И большинство из них геи, хотя так случилось не специально. И они имеют совершенно другое отношение к проблеме СПИДа, чем у нас было тогда, потому что они не пережили тот страх, который пережили мы», — говорит он.
Именно в Facebook удалось найти одного из главных персонажей — исполнителя роли Натана Арно Валуа. Он несколько лет назад забросил актерскую карьеру и сменил профессию, однако Кампийо увидел его фотографии и уговорил присоединиться к проекту. Более того, именно в уста его героя режиссер вложил свою личную историю потери.

Убедительную игру Валуа дополняет другой главный герой — активист-радикал Шон в исполнении аргентинского актера, номинанта премии Люмьер Науэля Переса Бискаяра. За блистательное перевоплощение в ВИЧ-позитивного активиста-гея Бискаяр в ноябре был номинирован на получение премии European Film Awards как Лучший европейский актер.
120 ударов в минуту — вердикт НВ
Третий полнометражный фильм Робена Кампийо стал необычайно актуальным для Франции, где уже успели «забыть» о борьбе за права и главнейшее из них — право на жизнь. Отзывы, номинации, награды и то, что страна представляет картину на самой престижной кинопремии мира — Оскаре — свидетельствует о том, что режиссер экранизировал свои воспоминания в самое актуальное время.
Кино, заставляющее забыть обо всех возможных различиях между людьми и думать о том, что никто не заслуживает отчуждения или стигматизации, вероятно, даже более актуально для Украины, где ситуация с распространением ВИЧ-инфекции ушла не далеко от того, что для Франции уже воспоминания.
* Молчание = смерть — лозунг организации Act Up
120 ударов в минуту
120 battements par minute
драма
2017 год
Франция
Режиссер: Робен Кампийо
Актеры: Науэль Перес Бискаяр, Арно Валуа, Адель Энель
Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook