«В локомотив попал обломок ракеты, но мы двинулись дальше» — рассказ харьковских железнодорожников

31 августа, 20:30
Харьковские железнодорожники (Фото:Gres Todorchuk)

Харьковские железнодорожники (Фото:Gres Todorchuk)

НВ продолжает рассказывать о смелых людях, защищающих Украину на временно оккупированных территориях. Первый материал цикла был посвящен Желтой ленте — движению сопротивления на Херсонщине, которое ведет информационную борьбу с российской пропагандой в регионе.

На этот раз перенесемся на Харьковщину и дадим слово железнодорожникам: начальнику эвакуационного рейса Константину Гузееву и проводнице Олесе Леонтьевой, которые с первых дней войны под обстрелами вывозили украинцев с временно оккупированных территорий.

Видео дня

Серия материалов посвящена проекту Потяг до перемоги от коммуникационного агентства Gres Todorchuk и Укрзализныци. На семи вагонах по маршрутам Киев ― Ужгород и Запорожье ― Львов размещены QR-коды, которые можно отсканировать и ознакомиться на сайте проекта с историями украинцев, героически сопротивляющимися россиянам на временно оккупированных территориях. Рассказы дополнены авторскими иллюстрациями на вагонах по мотивам каждого из оккупированных регионов, созданными украинскими художниками под кураторством Кати Тейлор.

Вагон «Потягу до перемоги». Сюжет «Харьковщина» (Фото: Дан Балашов)
Вагон «Потягу до перемоги». Сюжет «Харьковщина» / Фото: Дан Балашов

«Других опасность пугает, а мне придает силы»

Константин Гузеев работает на железной дороге с девятнадцати лет. В составе разных маршрутов объездил чуть ли не всю Украину и знает, чем живут пассажиры на станциях от Львова до Харькова.

В прошлом году у меня закончился контракт. Не знаю, вернулся бы на эту работу, если бы не война. В первые дни российского вторжения увидел в интернете объявление, что Укрзализныця ищет волонтеров на эвакуационные рейсы, и понял, что не могу не отозваться на него в такое время.

рассказывает мужчина

В начале марта Константин был назначен начальником эвакуационного поезда Харьков ― Черновцы. Мужчина никогда не забудет встревоженных пассажиров из временно оккупированных городов и сел Харьковщины, вынужденных покидать свои дома. Помогая им сесть на поезд, он старался сохранять спокойствие.

К нестандартным ситуациям я привык. Когда люди вокруг паникуют, я, наоборот, мобилизуюсь.

признается железнодорожник

Собирая команду для рейса, Константин в первую очередь обратился к проводнице Олесе Леонтьевой. С ней он не один год проработал на общих маршрутах:

Мы с Олесей понимаем друг друга с полуслова. Думаю, такая слаженность особенно важна в экстремальных условиях. Так и работаем. Я отвечаю за маршрут поезда, а он следит за безопасностью в вагонах.

Константин и Олеся (Фото: Дан Балашов)
Константин и Олеся / Фото: Дан Балашов

«Перед прибытием пассажиры не прощались, а обменивались контактами»

В первые дни войны Олеся Леонтьева работала проводницей на эвакуационных рейсах из Запорожья. А 27 февраля вернулась на харьковский маршрут.

Когда мы подъехали к харьковскому перрону, прямо над вокзалом я увидела русские истребители. Всех охватил страх. Мужчины провожали женщин и детей, те плакали. Люди толкались, чтобы поскорее сесть в вагоны. Конечно, я тоже волновалась. Но в такие моменты не имею права на эмоции. Если пассажиры их заметят, будут беспокоиться еще больше. Поэтому собралась с мыслями и принялась за работу. Помогала с посадкой, успокаивала.

рассказывает женщина
Эвакуация из Харькова (Фото: Укрзалізниця)
Эвакуация из Харькова / Фото: Укрзалізниця

Выезд из Харькова давался тяжело. Вагоны содрогались от взрывов, раздававшихся неподалеку. В такие моменты Олеся вместе с пассажирами ложилась на пол и просила подождать, пока все стихнет. Мгновения казались вечностью:

Не успели мы уехать от Харькова, как в локомотив попал обломок российской ракеты. Поезд остановился. Я знала, что произошло, но не могла рассказать пассажирам. Говорила, что все хорошо и что мы скоро уедем. Так и вышло. Благодаря профессионализму коллег-железнодорожников новый локомотив прибыл к нам за полчаса, и мы двинулись вперед.

Эвакуация с харьковского направления (Фото: Укрзалізниця)
Эвакуация с харьковского направления / Фото: Укрзалізниця

Но все дальше от зоны боевых действий вагоны оживали. Наполнялись разговорами, пением украинских песен под гитару. А на лица пассажиров возвращались улыбки.

Перед тем как выйти из поезда люди не прощались, а обменивались контактами, чтобы общаться дальше. Правду говорят, что беда объединяет.

делится воспоминаниями проводница

«Делали так, как должны, потому что не могли иначе»

Несколько месяцев подряд Константин и Олеся работали на эвакуационных рейсах без выходных. Было тяжело, часто опасно. Но что бы ни случилось, начальник поезда и проводница не позволяли эмоциям завладеть собой. Они продолжали делать свое дело, которое до 24 февраля казалось обыденностью, а после стало настоящим героизмом.

Константин и Олеся (Фото: Gres Todorchuk)
Константин и Олеся / Фото: Gres Todorchuk

Мне запомнилась 90-летняя старушка, которая после инсульта эвакуировалась из Харькова со своей дочерью. По дороге она постоянно повторяла одну фразу: "Только бы не было войны". Оказалось, что в 40-е годы эта бабушка пережила нацистскую оккупацию. Она и представить не могла, что война снова войдет в ее жизнь.

Олеся

В одном из рейсов мы эвакуировали детей с инвалидностью. Детишек надо было заносить в вагоны и выносить обратно по прибытии. Их воспитатели все еще пишут мне сообщения со словами благодарности. Приятно! Но ведь ничего удивительного в этом нет. Я поступал так, как должен, потому что не мог иначе.

Константин

Дома Олесю и Константина ждут семьи. Кажется, близкие люди переживают за железнодорожников больше, чем они сами за себя. Но к их выбору спасать украинцев, рискуя своей жизнью, относятся с пониманием.

Мой муж работает на почте. Возит заказы и гуманитарную помощь под пулями. Его работа не сильно отличается от моей. Поэтому мы друг друга понимаем и поддерживаем.

Олеся

Моему отцу 63 года. Он всю жизнь работал железнодорожником, в свое время тоже ездил на эвакуационных поездах. Поэтому никаких вопросов к моему решению у него не было. Я с детства привык брать на себя ответственность. Когда кто-то хотел мне что-нибудь навязать, гордо отвечал: не надо, я сам!

Константин

«Поезд ― самый надежный транспорт во время войны»

Вагон «Потягу до перемоги». Сюжет
Вагон «Потягу до перемоги». Сюжет "Харьковщина". / Фото: Дан Балашов

Константин Гузеев и Олеся Леонтьева продолжают работать вместе. Недавно они перешли на рейс в Одессу. Пассажиры уже привыкли к военным реалиям и гораздо спокойнее реагируют на события, которые еще в феврале их шокировали.

Думаю, поезд был и остается самым надежным транспортом в такие времена. Здесь тебя и накормят, и успокоят, и довезут, куда надо. Хотелось бы, чтобы после нашей победы на железной дороге появился рейс по городам боевой славы Украины. С удовольствием на нем поработаю!

Константин

Я с детства мечтала работать на железной дороге и ни на минуту не жалею о своем выборе. Дома я сейчас больше волновалась бы. А в дороге мне спокойно. Дорога – мой второй дом.

Олеся
Редактор: Кира Гиржева

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X