Время перехода. Что нужно знать родителям дошкольников

31 июля 2020, 10:20

О подготовке к школе, кризисе 6−7 лет, вреднюганстве и бесконечных вопросах

У дочки начали меняться зубки. Она помнила, что это — один из признаков готовности к школе, ждала этого с нетерпением, рассказывала о друзьях, у которых зубы уже выпали, пыталась свои раскачивать, требовала назвать точное время, когда у нее это произойдет.

Видео дня

Как только и у нее неожиданно случилась смена зубов, начались вопросы: «А когда я пойду в школу? А почему я не могу пойти сейчас? А я буду хорошо учиться? А как там будет в школе? А если у меня не получится? А кто будет моим учителем? А какие будут уроки, а что мне нужно знать, а что нам нужно готовить к школе? А у меня будут друзья?».

Она по кругу задавала эти и много других вопросов раз по десять в день. «Мама, давай поговорим о школе. Я взволнована, я же не знаю, как это — быть в школе. Это же у меня впервые». Она хорошо умеет определять свое состояние и формулировать. Это часто облегчает задачу.

Это один из неявных, промежуточных кризисов

Вопросы повторялись, свои ответы я тоже зацикленно повторяла. Ребенку важно «истощить» свой интерес, настолько наполниться информацией и ощущением устойчивости, чтоб оно стало уже «внутренним знанием».

На вопросы детей отвечать важно. В любом возрасте. Столько, сколько им нужно. На разные темы. Да, это утомляет, не то слово. Но когда они задают вопросы — это очень хорошо. У нас есть возможность понять, «где» они на их внутренней карте. И снизить уровень тревоги. Хуже, когда вопросы не задаются.

6−7 лет — это возраст, когда ситуации можно отыгрывать, играть в школу, в знакомство, в те школьные правила, которые мы знаем. С дочкой мы говорили о том, что сейчас ей важно — уметь знакомиться, просить о помощи, если что-то непонятно — просить объяснить или повторить, говорить «да» или «нет» тогда, когда она чувствует, что это правильно, ходить в туалет, пить воду, соблюдать правила, о которых в школе будут рассказывать. Если вдруг что-то некомфортно, если вдруг кто-то обижает, если опасно — сразу говорить нам.

Мы договорились, что придем в школу — познакомиться, если будет возможность, встретиться с одноклассниками, хотя бы в zoom. Как только я узнаю о карантинных правилах нахождения в школе, буду с дочкой в это играть.

Время, когда начинают меняться зубки — сложное для детей. Это один из неявных, «промежуточных кризисов», когда ребенок переходит от малышовости, непосредственности, импульсивности к уже большей осознанности, контролю, различению того, о чем можно говорить вслух, а что произносить уже неловко или не корректно. Ребенок шести лет может задавать бестактные вопросы, семилетка — в большей степени — удержится от них. Ребенок может начать стыдиться того, на что и не обращал внимания (наготы, например). И он в это время становится вреднючим. Манерным. Иногда грубоватым. Так интересно наблюдать за этими мелкими беззубыми «подростками».

Это время, когда ребенок становится более избирателен в одежде, более внимателен к личному пространству. Это время перехода. Может обостряться страх темноты, страх смерти. Могут присоединяться социальные страхи: например, страх совершить ошибку, страх быть не тем, кем меня хотят видеть. Сами страхи закономерны, но с ними лучше разбираться, пока ребенок готов нам о них рассказывать. Уже через пару лет делиться с нами «уязвимостью» будет сложнее.

Они так неимоверно быстро растут. И в этих шести-семилетках уже так проглядывают подростковые черты.

Добрых взрослений.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X