Мама хоумскулера. Почему мой сын учился дома

21 ноября 2019, 10:07

Не было изнуряющего графика, скучных уроков, выполнения домашних заданий до часу ночи, корпения над учебой по выходным, и, как следствие, ненависти к школе и болезней

Я уже рассказывала о британской модели образования и о том, почему выбрала ее для сыновей. В этом году уже второй мальчик уехал в Англию. Алексею 14. Поступлению в британскую школу предшествовал год домашнего обучения в Украине. В этой колонке — мои ответы на вопросы, стоит ли и как именно организовать хоумскулинг.

Видео дня

Почему решили учиться дома

Я — целеустремленный человек и прививаю такой подход сыновьям. Отсюда большинство решений. Сначала формулируешь конкретную цель в конкретном промежутке времени, потом отстраиваешь план действий в обратном порядке — от «to be» к «as is» — и последовательно работаешь.

На момент окончания Алексеем 6-го класса мы понимали, что готовы отпустить сына в Англию уже через год. Но, во-первых, для поступления в 8-й класс британской школы нужны знания по английскому, физике и математике сверх украинской программы: по этим предметам сдаются вступительные тесты. А, во-вторых, важно заранее пройти часть материала по предметам 8-го класса: первые недели занятий на «чужом» языке будет проще работать со знакомыми темами и терминами.

В нашем случае хоумскулинг даже превзошел ожидания

Фактически в 7-м классе мальчика ожидала двойная (если не больше) учебная нагрузка. С учетом плавания и вокала, которыми занимался Алексей, ребенок был бы критично перегружен, банально не хватало бы времени на полноценный сон.

Домашнее обучение стало выходом: мы рассчитывали, что в таком формате сын будет осваивать материал гораздо быстрее.

Как организовали процесс

Организационно Алексей перешел на экстернат в своей же школе и с сентября занимался с пятью репетиторами. Один из них, знакомый ребенку с начальной школы, не только вел биологию, историю, географию и литературу, но и администрировал учебный процесс. По ходу обучения сын писал необходимые срезы «для себя» (часто по повышенным стандартам) и проходил стандартную для экстерната аттестацию. Шутил, что учиться стало сложнее: на контрольных — не спишешь, на уроке — не спрячешься за спиной одноклассника и не отмолчишься.

Расписание составили в сентябре на год. Отталкивались от задач: освоить необходимый объем материала + продолжить плавать и петь + избежать чрезмерной физической и эмоциональной нагрузки. В первый месяц уже было понятно — задачи посильные, сын вытягивает.

Преподавателей подбирали результативных, опирались на рекомендации. Занятия по математике, физике и химии строились по классической схеме: урок вне дома, на котором разбиралась новая тема, и домашние задания для закрепления материала. Остальные занятия проходили дома в свободной обстановке — в комнате или библиотеке. Если я заглядывала «на урок», то видела не учителя и ученика, а двух друзей. Они читали книги, смотрели видео, что-то обсуждали. По «домашним» предметам материал осваивался полностью на занятиях, домашних заданий не было.

Особый подход был к изучению английского языка — помимо стандартной лексики и грамматики (уровень В2) ребенок учил тысячи терминов из английских учебников по другим предметам. Чтобы разнообразить занятия, ежемесячно преподаватель вывозил сына на 3−5 дней за границу, где водил в музеи, оперу, погружал в другую языковую и культурную среду.

По литературе составили список книг, обязательных к самостоятельному прочтению и дальнейшему обсуждению с учителем: мировая художественная литература (основа — русская, украинская и английская классика), исторические книги. Читал сын перед сном.

С преподавателями, которые приходили домой, я как мама общалась чаще; с теми, кто занимался вне дома — один раз в месяц. Это скорее нужно было для моего спокойствия, а не для контроля ребенка. У него все неплохо получалось.

Методика преподавания

В сентябре в нашу учебную «лодку» сели разные люди — по характеру, возрасту, подходу. Забегая вперед: учебный год команда закончила в том же составе. Мы благодарны каждому учителю за вклад. Эпизодически продолжаем дистанционно работать до сих пор: Алексею иногда нужны консультацию по предметам на родном языке.

Приоритетной задачей учителей было вложить в голову ребенка знания по предметам школьной программы. Каждый использовал для этого свои инструменты. Я не ограничивала собственным мнением — уверена, что ребенку полезно коммуницировать с разными людьми.

В основном учителя давали знания не директивно, а мягко направляя сына: вызывали эмоции, стимулировали думать, самостоятельно искать ответы офлайн и онлайн, формировать и высказывать свое мнение. Алексей добывал знания самостоятельно, а не брал готовые, поэтому и результаты были надежней. Дома, в отличие от школы, у него было существенно больше возможностей — по своему желанию каждый урок сын мог читать учебники и книги, слушать лекции, смотреть фильмы, играть в тематические настольные и онлайн игры, писать эссе.

Время на освоение темы варьировалось: на сложных — сидели дольше, на интересных — копали глубже, простые — проскакивали быстрее.

На домашних уроках сын не писал конспект, но зарисовывал материал, строил опорные схемы и таблицы. Познавать через зарисовки — особенность мальчика, учитель заметил и не противился, а наоборот использовал ее на уроках. Ребенок научился учиться — искать информацию, структурировать материал, выделять главное. Это помогало понять тему и надолго сохранить знания.

Были учителя и с другим подходом. Я не видела в этом ничего критичного. Учитель физики была женщиной старой советской закалки и требовала учить учебник наизусть. Ребенок бунтовал вначале и даже просил замену. Я объяснила, что полезно учиться ладить с разными людьми, а этот педагог — сильный, попросила выполнять требования, хотя бы попробовать. В конце концов память все равно тренировать нужно, так почему не учить наизусть не стихи, а определения из учебника физики? Алексей услышал и через месяц отношения с учителем выровнялись, пошли результаты.

Тайм-менеджмент

Будни сына проходили по четкому графику.

8:00 — 11:00 Занятия дома

Биология, история, география или литература. Иногда совмещали с завтраком. В первые дни сын просыпал, валялся в постели до последнего и вскакивал только с приходом учителя. Но через две недели вошел в ритм. Ему стало интересно.

Периодически в «учебный штаб» приносили неимоверное количество глюкозы — фруктов, булочек, чая. Кстати, в английской школе в Днепре у младшего сына (8 лет) свободные перекусы тоже одобряются.

Часть времени каждый день посвящалось литературе: обсуждению прочитанных произведений. Остальное — определенному предмету. Были недели литературы и истории, литературы и географии, литературы и биологии.

11:00 — 13:00 Занятия дома

Английский: грамматика, лексика, терминология.

13:00 — 14:00 Обед

14:00 — 16:00 Бассейн или вокал

Переезд, непосредственно на занятие, переезд в школу для дальнейшей учебы.

16:00 — 18:30 Занятия в школе

2 дня в неделю — математика, 2 дня в неделю — физика, 1 раз в неделю — химия.

19:00 — 20:00 Ужин

20:00 — 22:00 Чтение художественной литературы, выполнение домашних заданий

22:00 Отбой

За день уставал и спать шел добровольно.

Выходные дни отдыхал, общался со сверстниками и родными. Редко переносились отдельные занятия по инициативе учителя или из-за соревнований и вокальных конкурсов. По болезни — не пропускал ни разу, ребенку некогда и незачем стало болеть.

В целом в этот год Алексей много времени проводил дома: думаю, понимал, что скоро уедет, и напитывался домашней атмосферой.

Гаджетами пользовался свободно, в том числе для общения с друзьями.

Стоимость обучения

Стоимость домашнего обучения — индивидуальный вопрос. Основная статья расходов — оплата преподавателей. В Днепре в среднем час работы репетитора стоит 100 — 250 грн., зависит от квалификации и востребованности человека. При нашем подходе, когда сын осваивал все предметы с двойной интенсивностью и по каждому работал с профессионалами, домашнее обучение обходилось порядка 30 тыс. грн. в месяц. В эту сумму не входят заграничные поездки с учителем английского. Это вдвое дешевле обучения в хорошей частной школе в Днепре, и, конечно, существенно дороже обучения в общеобразовательных школах.

Удешевить хоумскулинг можно, если по части предметов с ребенком занимаются родители либо отдельные дисциплины он осваивает самостоятельно, и для этого тоже есть масса дистанционных программ. Но дистанционно учиться можно, если у ребенка уже развит навык самостоятельного познания. Алексей же только учился добывать знания.

Повторю ли с младшим?

В нашем конкретном случае хоумсклинг даже превзошел ожидания: с этого года Алексей успешно поступил в британскую школу, уже адаптировался и хорошо усваивает темы, несмотря на новый для него язык преподавания. Учителя сына хвалят и отмечают высокую организованность и вовлеченность в учебный процесс.

Важно, что мы не из последних сил «доползли» к этому результату, а «прискакали вприпрыжку». Сын учился с удовольствием, не было изнуряющего графика, скучных уроков, выполнения домашних заданий до часу ночи, корпения над учебой по выходным, и, как следствие, ненависти к школе и болезней.

И еще одно, домашнее обучение заставило сына требовать от себя большего. В классе он постоянно сравнивал себя с другими детьми и понимал, что у него и так неплохие оценки, что у его семьи и так неплохое материальное положение. Зачем напрягаться больше? Сыну казалось, что он лежит в теплой ванне. А дома Алексей мог сравнивать себя только с самим собой, или со старшим братом, который после университета работает в международной компании и неплохо зарабатывает без протекции родителей, или с младшим братом, который вгрызается в гранит науки и уже в 8 лет заявляет, что будет президентом. Это дополнительно мотивировало ребенка расти. Он знал — впереди личный челлендж: поступление и новая языковая среда. И результаты зависят только от его собственных усилий.

Повторю ли с младшим тот же подход? Пока не знаю. Прелесть хоумскулинга в том, что он позволяет тонко настроить процесс обучения под конкретного ребенка, учесть способности, особенности восприятия, интересы и органично сочетать учебу с занятиями спортом и хобби.

В очередной раз повторюсь, дети — не масштабируемые проекты. Мои так точно, они слишком разные. Поэтому с младшим сыном мы выработаем систему конкретно под него. Пока он учится в английской школе в Днепре. Перейдем ли в будущем на хоумскулинг — возможно. А может быть, это будет микс онлайн и офлайн форматов.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Depositphotos

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X