Кузница кадров. Почему пора полюбить австралийское кино
Австралия много лет поставляет таланты для американских и британских киностудий, но ее национальная продукция пока известна лишь узкому кругу киноманов
Когда мы говорим про австралийский кинематограф, какой фильм приходит вам в голову? Неискушенный зритель вряд ли легко сориентируется в вопросе — мир настолько глобален, что отличить производителя, определить адрес прописки той или иной студии — задача не из легких.
Чуть более взрослый кинолюбитель вспомнит комедию Крокодил Данди или экшн Безумный Макс с молодым Мэлом Гибсоном. А уже настоящие киноманы будут перечислять заслуги таких признанных режиссеров-австралийцев как Питер Уир (Шоу Трумэна, Хозяин морей, Общество мертвых поэтов), Джейн Кэмпион (Пианино, Портрет леди, Вершина озера), Баз Лурман (Мулен Руж, Ромео+Джульетта, Великий Гэтсби), Джордж Миллер (все части Безумных Максов, Иствикские ведьмы, Делай ноги).
Согласитесь, немало знакомых и даже любимых фильмов перечислено выше. Но подавляющее большинство из них — или полностью проекты крупных голливудских студий, или, как минимум, копродукция. Австралия однозначно богата талантами, но с точки зрения рынка, с учетом развития индустрии, возможностей реализовать их на родине не так много. В результате англоязычность и хорошая школа, как кинематографическая, так и театральная, превратили Австралию в настоящую кузницу кадров для Голливуда.
Николь Кидман, Кейт Бланшетт, Хью Джекман, Мэл Гибсон, Марго Робби, Крис Хэмсворт, Гай Пирс, Эрик Бана, Миа Васиковская, Джеффри Раш, покойный Хит Леджер — лишь те австралийские актеры, которые первыми приходят в голову. Большие звезды, чью мировую известность обеспечило покорение Голливуда. И практически каждый из них первую известность и пропуск на мировую сцену получил благодаря удачным проектам на родине.
К примеру, Кейт Бланшетт проснулась звездой после британской Елизаветы, но к этой роли преимущественно театральную актрису привела австралийская картина Оскар и Люсинда. Романтическую драму сняла Джиллиан Армстронг по роману великого прозаика Питера Кэри, который получил за него своего первого Букера. Оскар и Люсинда, к сожалению, ожидаемо не собрала высокой кассы и за пределами круга знатоков не стала культовой. Зато индустрия осыпала похвалами австралийку Кейт Бланшетт, будущая дива получила роль в Елизавете, а все остальное — уже, как говорится, история.
Таких примеров — несчетное количество. Австралия формирует таланты, Австралия поставляет таланты, на территории Австралии снимают потрясающие экземпляры мирового кинопродукта. Но сама индустрия по множеству объективных причин не дорастает до масштабов, аналогичных, к примеру, британскому рынку. Та же ситуация в соседней Новой Зеландии — стране природных красот и Питера Джексона (трилогия Властелин колец), а теперь и оскароносного Тайки Вайтити (Тор: Рагнарек, Кролик Джоджо).
Прекрасные пейзажи и местный обученный персонал создают, казалось бы, идеальные условия для съемок в Австралии. Но сложнейшая логистика приводит к необходимости дополнительного мотиватора — налоговых льгот, которые снизили бы финансовую нагрузку кинопроизводителей. Когда австралийское правительство поддерживает подобную политику, там снимают фильмы масштаба оригинальной трилогии Матрица, а когда не идет навстречу студиям, Джордж Миллер переносит большую часть съемок Безумного Макса: Дорога ярости в Намибию.
О кризисе локальной киноиндустрии свидетельствует тот факт, что именно последний Безумный Макс, согласно многочисленным опросам, австралийцы назвали лучшим отечественным фильмом начала XXI века. А ведь в нем от местного колорита остались разве что гражданство режиссера, австралийские корни франшизы и очень ограниченная часть съемочного процесса. Остается только надеяться, что обещания студии Warner и самого Миллера не просто снять продолжение, а сделать это в Австралии, станут реальностью.
В то же время независимое, нестандартное, малобюджетное австралийское кино все чаще радует киноманов крайне интригующими образчиками: хоррор Бабадук Дженнифер Кент, яростные работы Дэвида Мишо, невероятный, душевный Лев Гарта Дэвиса.
Но пока тренд прошлых лет сохраняется, и большинство современных талантливых австралийских режиссеров спешит перешагнуть на голливудскую почву. К сожалению, с переменным успехом: Мишо создает проекты пока только для Netflix, очень интересный режиссер Крейг Гиллеспи снимает соотечественницу Марго Робби в голливудском Я, Тоня — много премий, но невысокий кассовый результат, а очень сильный режиссер Джастин Курзель (Снежный город, Макбет) после Кредо убийцы только недавно реабилитировался новой успешной экранизацией Питера Кэри.
Реально ли изменить эти тенденции и дать австралийским талантам больше возможностей рассказывать свои истории вне Голливуда? Конечно. Голосовать долларом за хорошее кино.
Австралийские авторы снимают крайне разностороннее кино, как жанровое — вестерны, хорроры, экшны, исторические картины, так и абсолютно артовые вещи. Местное фестивальное кино все чаще рефлексирует о влиянии мрачного прошлого своей родины на сегодняшнюю жизнь, а Австралии есть о чем говорить. Оттого так важно украинскому зрителю не пропускать эти киноленты. Как ни парадоксально, но в нашей истории очень много схожего. Надеюсь, что не только в жестоком прошлом, но и в светлом будущем.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов здесь
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.