Зачем мы копируем чужие эмоции

17 апреля 2019, 01:20

Мы копируем выражение лица, позу, настроение и даже модели работы мозга человека, с которым взаимодействуем

В 1759 году в своей книге Теория нравственных чувств Адам Смит описал, что зрители чувствуют, наблюдая за канатоходцем. Даже когда мы уверенно стоим на земле, наблюдая за трюками артиста, наши ладони потеют, а сердце бьется учащенно. По сути мы воспринимаем и переживаем эмоциональное состояние человека на канате как наше собственное.

Видео дня

Внимательно наблюдая за другим человеком, мы чувствуем эмпатию.

Определимся с понятием. Эмпатия — это понимание эмоционального состояния и чувств другого человека через сопереживание.

Два века спустя определение наших ощущений во время наблюдений за другим человеком не изменилось. С научной точки зрения это явление называют эмпатией. Данные социальных и естественных наук свидетельствуют о том, что мы копируем выражение лица, позу, настроение и даже модели работы мозга человека, с которым взаимодействуем (наблюдаем, общаемся). Благодаря работе зеркальных нейронов эмпатия в значительной степени срабатывает автоматически. Это означает, что часто мы не осознаем изменений собственного выражения лица или настроения в результате взаимодействия с другими.

Фактически эмпатия является эмоциональным эквивалентом "коленного рефлекса": наблюдая за эмоциями другого человека, мы не можем не чувствовать хотя бы частично те же чувства.

На самом деле мы способны сами выбирать чувства и эмоции в отношении других людей или событий. То есть человек способен на осознанный выбор эмоций относительно раздражителя.

Это буквально означает думать: вместо "Ты меня огорчил" — "Я расстроился из-за ...", вместо "Они меня разозлили" — "Я разозлился потому что ...".

Мы копируем эмоции других людей, и этот процесс запускается автоматически, даже если мы что-то делаем на "автопилоте". Мозг сам решает, что чувствовать учитывая прошлый опыт и базовые реакции на раздражители. На самом деле это решение может быть контролируемым. Нами. Сознательно.

Есть еще одна интересная история о том, как мы часто делаем сознательный выбор не учитывать чувства других людей, чтобы избежать дискомфорта или стресса или страдания.

Одно из исследований на эту тему было проведено в 1979 году. Марк Пансер и его коллеги в наиболее человечном коридоре посреди Саскачеванского Университета  (University of Saskatchewan) разместили большой круглый стол. Ученые исследовали, на каком расстоянии от стола с учетом определенных условий будут держаться те, кто будет проходить по коридору. Моделировали несколько ситуаций:

— на столе время от времени появлялась коробка с просьбами о благотворительных пожертвованиях

— за стол сажали студента в инвалидной коляске.

Чем "дороже" нам обходится эмпатия, тем больше мы избегаем чувства сострадания

Просьба о пожертвовании и студент в инвалидной коляске должны были стать "спусковым механизмом" к ощущению эмпатии. Однако вместо того, чтобы приближаться к этим триггерам, участники эксперимента избегали их — проходили на значительно большем расстоянии от стола, когда на столе стояла коробка с просьбой или сидел студент в коляске.

В недавнем исследовании, подобном этому, Дэрил Камерон и Кейт Пейн проанализировали известный феномен "крах сочувствия". Камерон и Пейн рассказали участникам о страданиях детей после гражданской войны в Дарфуре и показали им фотографии детей. Перед показом фото части участников эксперимента объяснили, что после просмотра фото и рассказы о детях они смогут сделать пожертвование на помощь этим детям. Вторая часть группы рассматривала фото без обязательств. Результаты были очень красноречивыми: те люди, которые должны были внести пожертвование после просмотра фото, испытывали меньше эмпатии и сострадания, чем те, которые не имели таких обязательств. На первый взгляд такие результаты сильно огорчают, поскольку получается, что чем "дороже" нам обходится эмпатия, тем больше мы избегаем чувства сострадания к другому человеку.

Вместе с тем, такие результаты дают очень положительный прогноз относительно того, что человек способен развивать эмпатию и тренировать этот навык.

Takeaways

1. Эмпатия — это навык, который можно развивать.

2. Неосознанная эмпатия может вредить принятию решений из-за высокого уровня эмоций. Людям, склонным к сопереживанию и высокой эмпатии, важно это учитывать.

3. Эмпатия — очень полезный навык в коммуникациях: люди, склонные к ней, легко заводят новые знакомства и лучше понимают потребности других.

4. Если эмпатия является выбором, то мы с вами можем научиться использовать свое право выбора.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу   Мнения Нового Времени

Больше блогов   здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X